Опубликовано в сб. Ананьевские чтения – 2005: Материалы научно-практической
конференции 25-27-октября 2005г. /Под ред.Л.А.Цветковой, Л.М.Шипицыной.
– СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. – стр.8-9
Беломестнова
Н.В.
Определения психики в Российской психологии 60-70-х годов
XX века давали единственную ее функцию – отражение (в современной терминологии
репрезентация). Подход к психике как сигнальной системе не менял радикально
этого определения, но вводил системные (кибернетические) категории для
ее анализа и исследования. В 80-х годах в дефинициях психики появляются
уже две функции (без явного перечисления) – отражение и поведение, причем
поведение по содержанию совпадает со всей психомоторной сферой. Правда,
поведение, переведенное в системный термин “взаимодействие”, еще не обозначается
как функция психики, есть только указание на то обстоятельство, что сама
психика возникает в процессе взаимодействия со средой (но ведь отражение
— тоже взаимодействие, только одностороннее, объект – субъектное, где
объект воздействует на субъект), а проявляется в деятельности (в поведении).
И, наконец, в 90-х в определениях психики появляется функция регуляции
поведения и формируется окончательная ныне принятая дефиниция: “Форма
активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в
процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром
и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию”.
Но и в этой формуле акцент делается на то, что “психика – это форма ...
отражения ...”, а взаимодействие и регуляция носят сервильный, служебный
характер, цель же возникновения психики (ее системообразующий фактор)
– отражение. В настоящее время уже трудно согласиться с таким определением.
Рассмотрим психику в сопоставлении с другими организмическими системами
регуляции, поскольку регулирующая функция ей все же атрибутируется.
Физиологи выделяют три системы регуляции – иммунную, эндокринную и нервную.
Психологи говорят о двух системах регуляции – нервной и психической. Получается,
что если объединить биологические и психологические системы знаний, то
следует перечислять четыре системы регуляции в организме. И в соответствии
с принципами, заложенными И.М.Сеченовым, развитыми и реализованными Л.М.Веккером,
следует изучить общие принципы регуляции (этим занимается общая теория
систем и, в частности, кибернетика) и специфические для каждой системы
свойства и принципы. Но последние 20 лет в физиологии обнаружены данные
о некоторых единых принципах функционирования иммунной, эндокринной и
нервной систем, что и породило концепцию диффузной нейроиммунноэндокринной
системы регуляции (ДНИЭС) как прародительнице всех регуляторных систем.
Тогда выстраивается не линеарное, а иерархическое эволюционное древо регуляторных
систем: ДНИЭС дифференцируется на иммунную, эндокринную (которые, кстати,
продолжают эволюционировать) и нервную системы регуляции. Нервная система
регуляции генерирует психическую. Таким образом, регуляторная функция
не является монопольной принадлежностью психики, эта функция имеется и
является фундаментальной и у других систем (иммунной, эндокринной, нервной).
То есть, психика является одной из нескольких систем, предназначенных
для регуляции. А вот отражение внешней среды и воздействие (взаимодействие
в узком смысле) на среду — специфицирующие ее функции, отличающие ее от
других систем регуляции. Отсюда можно было бы дать системную дефиницию
психики, радикально не противоречащую прежним, но включающую эти определения
и корректирующую их в современных терминах:
Психика – одна из регуляторных систем (подсистем)
организма, осуществляющая свои функции с помощью отражения свойств внешней
и внутренней среды и трансформирующего взаимодействия с внешней средой.
Здесь обозначена родовая принадлежность психики – это регуляторная система,
дана специфика этой регуляторной системы – отражение свойств среды и способность
к ее трансформации. Отсюда и фундаментальные функции психики:
1) интегративно-регулятивная – регуляция отдельных параметров организма
и самой психики в целях оптимального функционирования системы "Организм
– Cреда"; это ее главная функция; поддерживается интегративными механизмами
(внимание, память, воля, речь);
2) репрезентативная – отражение свойств среды; она обеспечена когнитивными
образами и процессами (сенсорикой, перцепцией, представлениями-репрезентациями,
мышлением);
3) интерактивная – трансформирующее взаимодействие со средой; имеется
ввиду субъект – объектное взаимодействие, т.е. воздействие с целью трансформации
объектов среды; осуществляется психомоторной (моторной) сферой организма
(движения, действия, поведение, деятельность).
Беломестнова
Н.В.
Редакция
|