Опубликовано в сб.: Я и МЫ.
История, психология, перспективы. Материалы Международной научной конференции
30- 31мая 2002, Санкт-Петербург. — СПб.: изд-во "Нестор". —
стр.234-236
Н.В.Беломестнова
В
архитектуре общие особенности стиля диктаторских режимов описаны и закреплены
в названиях “ампир” и “сталинский ампир”. Гигантомания и идея вечности
в имперском сознании нашли свое воплощение в гипертрофии классицизма.
Но тоталитарное искусство в целом отражает еще более древние корни сознания
человечества. Попробуем рассмотреть параллельно особенности как архаического
искусства, так и искусства Советской эпохи (впрочем, культуральные особенности
Третьего Рейха, Ирака времени Саддама Хуссейна, Китая века Мао Цзе-дуна
и аналогичных историко-географических образований в основных принципах
совпадают с описываемой атрибутикой).
Концептуальная схема тоталитарного искусства и искусства мифологической
эпохи эксплицируется в следующих явлениях (в данном сообщении рассматривается
только изобразительное искусство, для музыки и танца опи-санные закономерности
пока не анализировались). Прежде всего, это 1) жесткий стандарт, нарушение
которого ведет к явным и неявным неформально-общественным и официально-властным
санкциям. Довольно 2) ограниченный алфавит допустимых символов (как иконографических,
так и условно-знаковых) и 3) запрет на вариативность (допустимую лишь
в очень узких пределах) по сути являются следствиями первого принципа.
В отличие от более поздних эпох в развитии человечества или иных идеологических
систем, где идет интенсификация и экстенсификация индивидуалистических
тенденций с чувством самоценности, самодостаточности, субъектности и интенальным
локусом контроля (Человек – владыка мира, вершина мироздания, микрокосм,
мера всех вещей и т.д.), здесь 4) человек рассматривается как часть общей
метасистемы, рядоположная с другими ее элементами.
Естественно, поскольку рассматриваемые варианты искусства принадлежат
разным хронотопам, то и обладать полной конгруентностью они не могут.
Наряду с инвариантными параметрами они имеют и отличительные.
В мифологической культуре (и в искусстве как ее части) основополагающее
место занимают хтонические концепты. В концепции мироздания отражены в
первую очередь первично-потребностные мотивы: 1) энергетическое восполнение
(пища) и 2) страх как механизмы индивидуального самосохранения, 3) секс
как механизм видового самосохранения. Системная идея мифологического мировоззрения
заключается в том, что 4) человек рассмат-ривается как часть Природы,
рядоположный собрат всего сущего.
Тоталитарная культура откровенно или неявно запрещает “биологическое”
функционирование, снижая ценностность витальных потребностей (дезавуируя
кулинарную часть культуры и практически запрещая ее эротическую компоненту,
оставляя за сексом только функцию размножения). Впрочем, в этой своей
части она согласна с христианской моралью, чрезмерное давление которой
и вызвало психоаналитический взрыв. Вместо этого акцент делается на социальные
ценности, функции, нормы. Культивируется страх не перед Природой, а перед
обществом, социальной машиной. Человек рассматривается как частичка не
Природы, а социального механизма, системы, персонифицированной в Государстве
(именно государство – Персона, Высшее существо, Молох, имеющий право на
человеческие жертвы). Отсюда и знаменитая идея“винтика” (техничен и сам
термин, подчеркивающий неотличимость человека не только от живой природы,
но и от неживой).
Внешние формы проявления обеих культур также сходны. Типичен максимальный
реализм, не требующий доказательства по отношению к тоталитарной культуре,
а в архаической известен первый этап развития наскальной живописи как
реалистический, впоследствии эволюционировавший в схематизм (как нам кажется,
это не деградация живописного мастерства, как считают искусствоведы, а
расплата за прогресс в речевом развитии с его второй, сигнификативной,
функцией). Преобладание скульптуры также несомненно в тоталитарную эпоху,
но требует разъяснения по отношению к ар-хаической. Имеется гипотеза,
поддержанная археологическими данными, что первичной формой изобразительного
искусства в палеолите является скульптура, первоначально игравшая роль
объемной модели (изображение медведя) для ритуальных действий перед охотой
со следами ударов дротиком. Найдены и переходные формы от этой модели
(грубой скульптуры, обтянутой шкурой) через “горельеф” к “барельефу” (насколько
эти понятия применимы к палеолитическому искуству). Еще одна характерная
черта – страсть к массовым действиям. Их роль как в тоталитарных обществах,
так и в реликтовых архаических несомненна. Именно в них реализуются эмоциональное
заражение, влияние ритма как часть технологий изменения актуального состояния
сознания, социально-психологические механизмы группового давления. Все
это – архаические формы коммуникации и организации в массовых сообществах.
Но эти рассуждения хотелось бы подтвердить данными из естественных наук,
что является убедительным аргументом в обосновании культурологических
построений, умозрительных по методологии. Для вышеприведенных наблюдений
имеются параллели в психологии. В онтогенезе дети раньше начинают воспринимать
и понимать скульптуру, и только затем они “созревают” для иных форм визуального
искусства, причем сначала отдают предпочтение реалистической живописи.
Но это с точки зрения “потребителей”, воспринимающих готовые формы творчества.
В собственном же творчестве, в собственных рисунках дети (по блистательному
анализу Р.Арнхейма) повторяют многих явления архаического изобразительного
искусства, что является отражением универсальных принципов становления
психических процессов. У них ограниченность изобразительных средств выступает
не как дефект техники рисования, а как закономерность, присущая данному
этапу раз-вития визуального мышления (поскольку перцепция в нейропсихологическом
смысле уже сформировалась). У них же известно и такое явление, как чрезмерно
жесткое следование языковым нормам в процессе становления речевой деятельности
(по концепции К.И.Чуковского, в настоящее время общеприня-той в психолингвистике).
В нейропсихологии известно, что в период новорожденности в коре головного
мозга зрелость зон соматогнозиса (телесного гнозиса и кинестетики) существенно
превышает зрелость зон зрительного и слухового гнозиса. В общей психологии
известна первичность гаптического восприятия по отношению к визуальному
и аудиальному. Палеопсихология, как и общая психология вкупе с философией
полагают, архаическое сознание первобытного человека – коллективное сознание,
являющееся базой для формирования индивидуального. То есть, мифологическое
сознание – это “Мы”-сознание. А сознание ребенка проходит путь от “Мы”-сознания
к формированию осознания своей отдельности, индивидуальности, уникальности.
Вывод – форма сознания тоталитарного общества, отражаемая и формируемая
его искусством – это “Мы”-сознание на другой ступени исторической эволюции
человечества.
Библиография
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: "Прогресс",
1974. - 392с.
Васильева Н.В. Рациональный и иррациональный способы познания мира на
рубеже эпох //Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы
Международной научной конференции 29июня-1июля 1999г. - СПб.: Изд-во "Нестор",
1999. - стр.233-235.
Васильева Н.В., Плебанек О.В. Когнитивный стиль как принцип типологического
анализа культуры (в соавт.)//Ананьевские чтения - 98 (30-летие кафедры
социальной психологии). Тезисы научно-практической конференции 27-29 ок-тября
1998г. /Под ред.А.А.Крылова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета,
1998. - стр.29-31.
Веккер Л.М. Психические процессы. - Л.: ЛГУ, том 1,1974 - 335с.; том 2,
1976, - 343с.; том 3, 1981 - 327с.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.
- М.: Смысл, 1998. - 685с.
Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага:
Изд-во "Артия", 1982. - 560с.
Естественно-научные основы психологии /Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия,
В.Д.Небылицына. - М.: Педагогика, 1978. – 368с.
Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах /Главный ред. С.А.Токарев.
– М.: Советская энциклопедия, 1991. – 671с., 719с.
Чередниченко Т. Под сенью девушки с веслом //Журнал “Искусство Ленинграда”,
1991, N4. – стр. 87-91
Чуковский К.И. О двух до пяти. 17-е издание, исправленное и дополненное.
– М., 1963. – 384с.
Беломестнова
Н.В., 2002
Редакция сборника,
2002
|