Опубликовано в сб.: Ананьевские чтения – 2004. Материалы научно-практической
конференции «Ананьевские чтения – 2004» /Под ред. Л.А.Цветковой, Г.М.Яковлева.
– СПб.: Изд-во СПб универститета, 2004. стр.239-241 Беломестнова
Н.В.
Последние
годы нами обосновывается подход, в рамках которого не только естественно-научные
теории обязаны одвергаться эмпирико-экспериментальной проверке (это обязательный
компонент любого естественно-научного построения), но и чисто гуманитарные
теории в их рефлексивном способе получения знаний должны верифицироваться
фактами, полученными в реальной (а не только виртуальной) практике. Примером
такого подхода и является данный дискурс в области логики.
Рассмотрим соотношения таких операций мышления, как абстрагирование и
обобщение.
Традиционно в клинико-психологической практике (и не только) «абстрактным»
именуется мышление в его наиболее рафинированной знаково-символической
форме (логическое, математическое и т.д.), а другие виды мышления занимают
более низкие ступеньки в их субъективной иерархии. Это отношение переносится
и на операции мышления, где операцию абстрагирования числят более сложной
и онтогенетически поздней, чем операцию обобщения. Примером такого мнения
является вердикт психолога-клинициста при диагностике интеллектуального
развития о наличии простых обобщений у ребенка, но отсутствии операций
абстрагирования. Но посмотрим, что покажет нам генетический подход к анализу
соотношения этих операций, столь плодотворно разработанный в свое время
Ж.Пиаже и постоянно поддерживаемый российской психологией. Сразу обозначим,
что операция абстрагирования и абстрактное понятие — это разные категории,
появляющиеся в онтогенезе не одновременно.
Абстракцией называется процесс отвлечения отдельного свойства предмета
или явления от его носителя и мысленная манипуляция им. Далее уточняется,
что абстракция лежит в основе процесса обобщения и образования понятий.
То есть, даже в определении задана первичность процесса абстрагирования
по отношению к обобщению (заметим, что это уже современный взгляд, четырьмя
десятилетиями ранее такое соотношение явно не выделялось). И действительно,
ребенок в 3-4 года уже способен перечислить по заданию психолога «красные»
предметы (выделяя свойство «красности»), «круглые», «похожие на кирпичик
или кубик», «сладкие», «твердые», «живые и неживые» и т.д. То есть, присутствует
процесс отвлечения от многосвойственности и многосущности предмета и вычленения
отдельного его свойства (только может ли ребенок оперировать этим выделенным
свойством — отдельный вопрос). А вот операция обобщения («Что общего,
чем похожи яблоко и груша, стул и стол, кошка и мышка, ботинок и сапог?»)
созревает и формируется значительно позже — к началу «школьной зрелости»
(5-6-7 лет в зависимости от индивидуального темпа развития). Факт онтогенетической
этапности этих операций налицо.
Произведем логико-теоретический анализ этих двух операций. В основе операции
абрагирования лежит только один вид манипуляции — «отъем», «отрыв», вычленение
одного отдельного свойства от реально воспринимаемого или воображаемого
в представлении предмета. А вот обобщение предполагает выделение нескольких
свойств каждого предмета из анализируемой группы, сопоставление этих свойств
по частоте встречаемости в данной группе (некий аналог степени существенности
свойства, его облигатности для данной группы), составление перечня наиболее
частых свойств, т.е., перечня существенных признаков (конечно, существенных
для мышления ребенка данного возраста) и называние данной группы предметов
общим словом-понятием, причем понятие (в реальных клинических пробах)
должно быть отвлеченным, абстрактным, не иметь чувственных коррелят (иначе
говоря, его нельзя представить и нарисовать). Таким образом, получается,
что операция обобщения многозвенна, многоэтапна и предполагает наличие
у ребенка действительно абстрактных понятий, ранее (в 3-4 года) недоступных
(хотя операция абстрагирования уже была сформирована).
Из этого дискурса становится ясно, что
1) операция абстрагирования элементарна, первична по отношению к операции
обобщения, которая является сложной, состоящей из нескольких звеньев разного
содержания;
2) существуют элементарные логические операции и вторичные, слагающиеся
из первичных;
3) следовательно, операции мышления (логические операции) имеют иерархическую
организацию;
4) построить эту иерархию можно не только логическим анализом, но и верифицировать
эмпирически, естественно-научными фактами.
Беломестнова
Н.В., 2004
Редакция сборника,
2004
|