Опубликовано в сб.: Глобализм и этносоциальные отношения в современной
России. Материалы научной конференции 29 апреля 2004г., Санкт-Петербург.
- СПб., 2004. стр.20-22.
Н.В.Беломестнова
В
этнологии имеются фундаментальные категории, параметры, дифференцирующие
критерии (все это как синонимы), в соответствии с которыми и описывается
конкретный этнос. Эти параметры необходимо совпадают с категориями культурологии
в силу того, что этнология - часть культурологии, занятая вариативными,
уникальными описаниями отдельных этносов (в отличие от общей, теоретической
культурологии, изучающей инвариантные формы проявления любой культуры
человечества). В перечне таких форм обычно присутствуют духовные компоненты
(религия, искусство, философия, наука), особенности материальной (производственной)
сферы, знаковые системы в их культурно-специфических проявлениях и предпочтениях,
аксиологические иерархии, мировоззренческие позиции. Все это дериваты
человеческого Духа или психологии человека (уточним, что психика человека
- производное биологических детерминант Homo sapiens sapiens, а психология
- социально-психологических и социальных факторов). Но если учесть, что
биосоциальную природу человека сейчас уже нельзя отрицать (даже высшие
психические, т.е. по сути биологические, функции человека формируются
в процессе взаимодействия с себе подобными /Л.С.Выготский/), а генетико-иерархический
принцип строения универсален для всех саморазвивающихся систем (Б.Ф.Ломов,
1975, 1984;Н.В.Беломестнова, 2004), то биологические детерминанты должны
быть включены в рассмотрение всех психических и психологических явлений
по определению.. Таким образом, можно предполагать, что в дифференциальном
описании этносов должны присутствовать и биологические свойства.
Первый намек на такие параметры возник в понятии менталитета нации (или
этноса). Общепринятой дефиниции менталитета пока нет, но А.Л.Вассоевич
(2001) предлагает считать менталитетом характер мышления, отражающийся
в поведении и деятельности человека или общества (это сокращенное его
определение). Кроме того, мы уже предлагали ранее использование категории
когнитивного стиля в описании глобальных метакультур человечества - западной
и восточной (Н.В.Васильева, О.В.Плебанек, 1998; О.В.Плебанек, 2001). То
есть такая явно биопсихологическая характеристика, как тип мышления, детерминированная
функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга человека,
уже по сути введена в культурологический концептуальный арсенал.
Следует учесть и уже однозначно принятое в психологии разделение свойств
индивидуальности человека на индивидные и личностные (Б.Г.Ананьев, 1961)
- человек как индивид (не индивидуум!) описывается в его соматофизиологических
и психофизиологических параметрах (биологическая детерминация свойств),
а человек как личность эксплицируется в его социально-психологических
свойствах (социальная детерминация). Самые общие, инвариантные индивидные
свойства - пол, возраст и этническая принадлежность (В.Н.Панферов, 1997).
Третья компонента индивидных свойств - этнос - обычно вызывает вопросы,
но наличие (или отсутствие) ферментов, специфичных для данного этноса
(или группы этносов), особенностей обменных процессов, этноспецифичных
заболеваний, конституциональных морфологических признаков рас, да и попросту
генотипических отличий снимает сомнения.
Естественные (природные) детерминанты в формировании и функционировании
этноса обсуждаются уже более ста лет в почвенно-географических и ландшафтных
концепциях этногенеза, в пассионарной детерминанте развития этноса в концепции
Л.Н.Гумилева.
В клинической психологии и психиатрии пограничных нарушений соматопсихические
влияния (изменение нейродинамики, темперамента, эмоциональной сферы, свойств
характера при соматических заболеваниях) изучаются и описываются со времен
Гиппократа (само понятие темперамента является амплификацией гуморального
подхода к психологии человека). А ведь различие темпераментальных особенностей
этносов не вызывает сомнений.
Таким образом, необходимость учета биологических детерминант и введения
биологических категорий в описании и изучении этносов уже очевидна.
Но эти параметры следовало бы как-то систематизировать, нельзя же рядоположно
описывать, к примеру, темперамент и когнитивный стиль народа, это явно
разноуровневые категории.
Но системный подход, включающий принцип генетико-иерархической структурно-уровневой
организации, в психологии уже является общим местом, поэтому почти все
свойства человека отнесены к своим уровням организации, что и представляет
искомую систему их описания. В наиболее общем виде эта схема представлена
в концепции психологии человека В.Н.Панферова (1997) - соматические, психологические,
духовные свойства человека.
К первому уровню индивидных параметров этноса следует отнести конституциональные
свойства (т.е. все генотипически детерминированные соматические и психические
характеристики) - морфологическая конституция (строение тела), биохимическая
конституция, физиологические этноспецифические характеристики.
Следующий уровень психофизиологических свойств уже спорен в отношении
детерминации (здесь предполагается средовогенетическая обусловленность).
Он включает темпераментальные параметры (в концепции Небылицына - Русалова,
т.е. активационные и формально-динамические эмоциональные измерения),
сенсорно-перцептивную этноспецифическую организацию (в концепции Б.Г.Ананьева
сенсорно-перцептивных функциональных систем). Возможно включение и иных
категорий.
Психические свойства включают когнитивный стиль (доминирующий модус мышления),
модальностную структуру эмоций (список также не закрыт).
Психологические параметры описываются в характерологических типах, доминирующих
в данном этносе.
А вот на уровне личности (т.е. социально детерминированных свойствах человека,
формирующихся в микро-, мезо- и макросоциальных системах), в сфере духовной
составляющей человека, все категории уже описаны и применяются в культурологии.
Это пока наиболее массивная и разработанная часть этнологии.
Беломестнова
Н.В., 2004
Редакция сборника,
2004
|