На Главную
СТРУКТУРА КУРСА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КАК ОТРАЖЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЕЁ ОБЪЕКТА
  Опубликовано в: //Психологические практики в Российском образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, Армавир, 4 – 5 октября 2007 года. Часть II. – Армавир, 2007. – стр.150-151


Н.В.Беломестнова

Начало разработки теоретико-методологических оснований преподавания предмета "Психология" заложено еще в традициях досоветской эпохи. В эпоху преподавания курса студентам-философам в XIX и начале XX веков еще не могла идти речь о фундаментальных принципах развития и строения психики (кроме основного вопроса философии), о её генезисе и детерминантах её (психики) развития, но предполагаемое строение психики в виде перечня её компонентов нашло свое отражение в названиях разделов и глав (ощущения и восприятия, эмоции и чувства, мышление и речь и т.д.). Уже курсы Н.Н.Ланге, Г.Челпанова и других авторов той эпохи строились с учетом проблемы генезиса психики, т.к. в начале вводной главы обязательно обсуждался вопрос о наличии психики у животных с ответом (мнением) автора. А учебник С.Л.Рубинштейна уже имеет специальные разделы, посвященные проблемам не только генезиса психики, но некоторым общим принципам её изучения, её развития и её функционирования.
В такой структуре курса общей психологии явно прослеживается приближение к строению курса естественнонаучных биологических дисциплин (в особенности медицинских). Действительно, курс анатомии (организма в целом) или пропедевтический курс отдельной системы (например, неврология) в медвузах, как правило, состоит из первого раздела, посвященного общим принципам изучения, генезису объекта изучения, а уже второй раздел структурируется по отдельным компонентам этого объекта. Курс анатомии имеет по отдельной главе на каждую систему (подсистему) организма (пищеварительную, нервную, сердечно-сосудистую и т.д.). Иначе говоря, современные представления о строении и принципах функционирования организма отражаются в структуре соответствующего курса. Но психика как естественная система также имеет определенную структуру, в которой отражаются некоторые наиболее общие принципы строения породивших её систем (Н.В.Васильева, 1999, 2000; Н.В.Беломестнова, 2001-2007). Не логично ли отразить эту структуру в плане (программе) изложения курса общей психологии?
Эта идея до нас предлагалась и А.С.Горбатенко (1997). Тем не менее, в курсе основ общей психологии рядоположно, без уточнения иерархических соотношений, предлагаются главы, посвященные ощущению и личности, мышлению и темпераменту, речи и восприятию. Мы намеренно заострили проблему, перечислив явно несопоставимые психические образования, хотя в реальных учебниках они следуют все же в порядке усложнения и эволюционной этапности. Но в современных учебниках основ общей психологии очень часто исчезают главы о двигательной активности (её часто называют психофизиологическим образованием, хотя мышление и речь не в меньшей мере имеют свое психофизиологическое обеспечение, не говоря об эмоциях и чувствах). Эмоции чаще всего оказываются в разделе о личности, хотя личность по определению является атрибутом человека, а эмоции возникли на более раннем эволюционном этапе (отрицать их наличие у высших животных вряд ли кто будет). Исключением (в этом отношении, в плане логической упорядоченности структуры оглавления) среди учебников является книга Л.М.Веккера «Психика и реальность», собственно учебником не являющаяся. Но в ней отражены представления автора об устройстве психики в блоках (подсистемах) – познавательном, эмоциональном (переживающем) и психомоторном (деятельностном) и «сквозных» механизмах (обеспечивающих взаимодействие блоков и их компонентов между собой). Экспериментальное обоснование иерархического строения когнитивного блока представлено в трехтомнике Л.М.Веккера «Психические процессы» (1976-1981).
Развивая и уточняя заложенные Л.М.Веккером методологические принципы исследования психической деятельности (в поиске закономерностей, объединяющих общими принципами строения и функционирования субстрат и его психический дериват, а также в выделении принципов, специфичных для своего уровня или подуровня), мы предлагаем генетико-иерархическую структурно-уровневую организацию (модель) психики и строим курс общей психологии в соответствии с этой моделью. В предлагаемой программе три части соответствуют наиболее общему членению курса. Первая часть «Фундаментальные проблемы психологии» позволяет выделить объект изучения из других видов реальности и специфицировать его; выявить и проследить этапы и принципы генезиса психики; осознать основные фундаментальные проблемы психологии и дать главные методологические принципы психологических исследований. Вторая часть «Психика человека» посвящена психике человека в естественно-системных детерминантах, т.е. той части его психических свойств, которые генерированы биологической эволюцией. В разделах этой части предъявлены подсистемы (блоки) психики (когнитивные образования, аффективные, психомоторные), интегративные механизмы (называемые у Веккера сквозными) и наиболее общие проблемы и теории, посвященные психике как целостной системе. А темы в разделах отражают уже собственно компоненты (составные элементы) соответствующего блока в их иерархической организации. Третья часть программы «Психология человека» содержит темы, посвященные психологии человека (разделение психики и психологии человека предлагается В.Н.Панферовым /1998/ и поддерживается нами /Н.В.Беломестнова, 2005/). Это те свойства человека, которые формируют индивидуальность и возникли на том этапе эволюции, когда активизировались социально-психологические детерминанты психосоматического развития человека (В.П.Казначеев).
Таким образом, уже в процессе первичного знакомства с двухгодичной программой у учащихся формируется системная модель строения психики и психологии человека.

Беломестнова Н.В.

Редакция



Hosted by uCoz