КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ И ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ
 

Васильева Н.В.Мауриц Эшер "Бесконечное единение"

Как известно, наиболее жестко признаки половой принадлежности закреплены на генетическом уровне (исключая патологические случаи хромосомных аномалий). На биохимическом уровне уже имеется определенная вариативность, так как фенотипический пол определяется соотношением мужских и женских половых гормонов, которые имеются у обоих полов, но в разных пропорциях (Г.С.Васильченко, 1977). Анатомические половые признаки еще более вариативны и регулируются биохимически (но не наоборот). В психологических свойствах явления полового диморфизма еще слабее закреплены и последнее время подвергаются сомнению в регулярных попытках объявить их следствием социально-детерминированных гендерных отношений. Сами гендерные параметры по определению обладают минимальной жесткостью, являясь следствием социально-экономических и традиционалистских отношений. Осложняется ситуация явлениями эпохального тренда, при которых уже на отрезке 10 лет отмечаются достоверные популяционные сдвиги анатомических свойств в сторону гинандроморфии (Л.А.Рудкевич, 2000).

Исследования когнитивного стиля в его связи с половым диморфизмом дают очень неопределенную картину (возможно, в связи с разнообразием методик и неоднозначностью интерпретации их показателей), но все же основная масса выводов констатирует, что в составе маскулинных свойств чаще имеется аналитический, логический, алгоритмический, знаковый способ обработки информации, а фемининных - синтетический, холистический, гештальтно-образный, инсайтный, интуитивный (все определения в данном случае берутся как синонимические). Эти две парадигмы в свете теории функциональной асимметрии головного мозга соответствуют характеру деятельности двух полушарий. При этом из трех известных основных видов мышления, формирующихся поэтапно в онтогенезе (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное) и трансформирующихся у взрослого индивида в конструктивное, художественное и абстрактно-логическое, два (художествнно-образное и логическое) явно и очевидно привязаны к стратегиям обработки информации двух полушарий. Конструктивное (техническое) мышление как правило относят также к правой гемисфере, не без оснований полагая, что в конструктивном мышлении примат за оперированием образами. Данное исследование и посвящено подтверждению этого положения.

Методикой, предполагающей разделение интеллектуальных способностей на вербально-логические и конструктивно-образные и прошедшей достаточную кросс-культуральную адаптацию, выбрана WAIS (батарея Д.Векслера для взрослых). Параллельно проводился и тест Рейвена ("Прогрессивные матрицы"). Выборку составили 23 девушки гуманитарного вуза (в потоке юношей не оказалось) и 37 студентов технического вуза (30 юношей и 7 девушек). Уже само широко известное и здесь наблюдающееся распределение юношей и девушек по гуманитарным и техническим специальностям не требует специального доказательства, свидетельствуя о доминировании технического интеллекта у мужчин и гуманитарного интеллекта у женщин, поскольку это не элитарные узкопрофессиональные вузы, где гендерные традиции и стереотипы могли сыграть роль. Произведена традиционная математическая обработка полученных данных (первичные статистики, корреляционные матрицы с последующим построением плеяд) с помощью статистической программы ISMEX. Обрабатывалась как вся когорта, так и отдельно выборки юношей и девушек. Анализ общей когорты в первую очередь показал положительную связь женского пола с гуманитарным и мужского с техническим интеллектом, что самоочевидно и из популяционных статистик. Обращает на себя внимание положительная (p<0,01) связь гуманитарного интеллекта с субтестом 1 (Общая осведомленность) и столь же значимая отрицательная корреляция технического с этим же параметром общей эрудиции. Следует сразу же отметить, что описываемые закономерности касаются только диапазона высокого интеллекта, а их справедливость для среднего и низкого (не говоря уже о дефектном) еще требуется проверить: средний IQ-WAIS (по Векслеру) всей когорты равен 118,80 баллам, а IQ-Rav (по Рейвену) - 107,33 балла при почти равной сигме (6,574 и 6,264 соответственно).
Уже на уровне анализа первичных статистик (средних) двух выборок, дифференцированных по полу, видно, что девушки превышают юношей по общей эрудиции (субтест 1), социальной ориентации (субтест 2), уровню вербального обобщения (субтест 4), дефинитивному мышлению (субтест 6) и вообще по уровню интеллекта вербального (несущественно), невербального (значительно, общего по Векслеру (очень незначительно) и общего по Рейвену (очень значительно. То есть, обнаруживается более существеная роль правополушарных функций у девушек. А юноши отличаются от них более высоким уровнем развития счетных операций (субтест 3) и сукцессивного гнозиса (субтест 10), что считается характерным для функций левого полушария.

Анализ двух плеяд, построенных по признаку пола, выявил очень большую роль (много корреляционных связей) субтеста 5 (Кратковременная память) в женской выборке и полное отсутствие его роли (нет ни одной значимой связи даже на 5% уровне) в мужской, что указывает на существеную роль в женском и в гуманитарном интеллекте памяти. В женской выборке IQ-Rav не коррелирует почти ни с чем (только положительная связь с субтестом 4), а вот в мужской обнаруживается "гнездо" плотных связей IQ-Rav, IQ-WAIS, VIQ, субтеста 9 (кубики Кооса), субтеста 3 (арифметический), то есть в техническом (и мужском) интеллекте не только представлены в большей мере левополушарные функции (алгоритмическое мышление), но и выше равномерность распределения право- и левополушарных функций. В связи с эти интересно то, что если женщины решают арифметические задачи с опорой на образную парадигму (связь субтестов 3, 9, 11, IQ-WAIS, VIQ), то мужчины - с опорой как на алгоритм, так и на образную функцию (связь субтестов 1, 8, 9, 10, 11, VIQ, IQ-WAIS, IQ-Rav), то есть опять имеет место представленность как право-, так и левополушарных парадигм.

Выводы из полученных результатов не подтвердили ранее высказанную гипотезу.

Технический интеллект действительно связан с мужским полом, но при этом применяет не только холистическую, гештальтно-целостную, образно-транформирующую стратегию обработки информации, но и сукцессивную, аналитическую, алгоритмическую. Иначе говоря, если девушки-гуманитарии "работают" преимущественно правым полушарием, то юноши-технари - обоими. Следует отметить, что представители точного и логического мышления (математики, логики и философы обоего пола) в данной работе не исследовались.

Опубликовано в сб.: Профессиональное образование: проблемы и перспективы. Материалы V Петербургской Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2000г., 11-12 января 2001г.). - Санкт-Петербург, 2002. стр.174-176.



Hosted by uCoz