На Главную
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ
С ВЫСОКОАГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
 

Опубликовано в :
Педагогические чтения: философия, педагогика, образование. Межвузовская конференция (28-29апреля 1997г., г.Пушкин) /Под ред. проф. В..В.Стельмашука. - СПб., 1997. стр.179-180.

Н.В.Васильева

В процессе многочисленных психолого-криминалистических исследований возникла концепция, постулирующая, что в основе агрессивного поведения лежит сформированная в ранние годы жизни тревожность как личностная черта (1). Не вызывает сомнений в генезе агрессивности огромная роль ранних жизненных впечатлений и характера эмоциональных взаимоотношений с родителями в детстве (2,3). Высокая личностная тревожность также систематически выявляется во всех психологических исследованиях делинквентных лиц (1,4). В то же время известно, что тревожность как личностная черта несет в себе беспокойство о будущем, отсутствие у индивида уверенного прогноза ближайшего или отдаленного будущего, но именно асоциальные индивиды от личаются поразительным равнодушием к нему, отсутствием прогностического мышления (5). Также известно, что собственно тревожность как личностная черта, обычно более характерна для сенситивных, психастенических, астено-невротических характерологических типов, явно менее склонных к общественно опасным деяниям, чем остальные, и в особенности эпилептоидный (6,7,8). При этом авторы концепции о тревожности как основе агрессивного поведения обычно описывают ее в виде импульсивности, "охранительного поведения" (1)- имеется ввиду сохранение "Я", превышения экстенсивности действий субъекта над действиями противника (5), грубого превышения интенсивности реакции по сравнению с вызвавшим ее препятствием, высокой чувствительности по отношению к угрозе (но именно собственной личности). Представляется, что эти черты описывают все же не тревожность в ее традиционном психологическом понимании "Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги"(9). Скорее всего такая реакция на субъективно воспринятую угрозу, когда резко снижен порог возникновения агрессивной реакции на фрустрацию, свидетельствует об искаженной "Я-концепции" личности, о слабости "Я", поскольку (как будет показано ниже) эти реакции возникают не только на физическую угрозу, но и на высоковероятные социальные ситуации, с которыми нормальная личность (в контексте данного исследования - не асоциальная) справляется без моральных потерь.

В данном исследовании речь идет об одной из известных трех (8,10) социально-психологических форм агрессивности - деструктивной; две других (конструктивная, социально-"канализированная" и дефицитарная, или подавленная) не вошли в экспериментальный материал. Материалом исследования являются данные экспериментально-психологического обследования 69 подэкспертных стражного судебно-психиатрического отделения Судебно-Медицинской Экспертной Службы Санкт-Петербурга. Изучался порог фрустрационной толерантности и характер реакций на препятствие или обвинение известной методикой Розенцвейга (11).

Испытуемые разделены на три группы соответственно тяжести общественно опасного деяния: 1 группа -относительно легкие нарушения в виде краж, вандализма, хулиганства (не сопряженного с избиениями), массивного девиантного поведения, уголовно-наказуемые действия, связанные с наркотиками; 2 группа - более серьезные деструктивные действия против личности в виде грабежей, разбоя, нанесения легких и тяжких телесных повреждений; 3 группа - тяжкие преступления против личности в виде гомицидов или нанесения тяжких телесных повреждений, закончившихся смертью, сюда же вошли серийные сексуальные преступления с садистическими проявлениями.

Результаты представлены в таблице (в % от общего числа ответов)

Типы ответов
1 гр
2 гр.
3 гр.
Среднее по 3 гр
O - D
10,1
13,9
13,3
12,4
E - D
54,9
47,9
53,7
52,2
N - P
35,8
38,2
33,0
35,7
Е
32,3
36,5
42,1
37,0
I
36,1
30,9
29,4
32,1
M
32,3
32,9
28,2
31,1

Целесообразно в целях сравнения привести нормативные данные (по 11,стр.97 )

O-D
E-D
N-P
E
I
M
32,9
37,4
29,7
46,7
27,8
25,5


Если в норме реакции с фиксацией на препятствии (O-D) практически столь же часты, как и конструктивные решения (N-P), а эго-защитные реакции (E-D) незначительно превышают их по частоте, то группа преступников разительно отличается по представленности эго-защитного типа реакций (на 15 % больше). Интересно,что действенных, активных способов разрешения конфликтной ситуации также оказалось несколько больше, возможно, это показатель большей степени не только активности, но и непосредственности действия,сниженной планирующей и прогностической функции мышления, отмечаемой всеми экспертами и исследователями, работающими в сфере судебной психологии.

Следует также отметить, что подавляющее большинство эго-защитных реакций носит обвинительный характер, когда субъект не столько оправдывается, сколько пытается обернуть ситуацию против оппонента путем обвинения его в создании конфликта, т.е. идет на обострение с дальнейшими агрессивными действиями. Характер такого распределения существенно не меняется по группам, т.е., нет прямой зависимости между степенью выраженности эго-защитных реакций и брутальностью агрессивных действий; слабость "Я-концепции" является общей чертой преступников, а характер антиобщественных деяний зависит от каких-то иных параметров.
При анализе данных по направленности экстрапунитивные реакции (Е- внешнеобвиняющие) несущественно превышают количество интрапунитивных (I-самообвиняющих) и импунитивных (М- нейтральных), что соответствовало бы нормативным данным, если бы не одно существенное обстоятельство: направленность реакции - довольно явная, хорошо распознаваемая даже обывателем, характеристика; именно эта ось в анализе данных теста легко искажается (и просто симулируется) в условиях экспертной ситуации, что известно всем судебным экспертам-психологам, про ективный характер методики в этой оси нарушается, поэтому рассматривать ее надо осторожно,подкрепляя другими методами.

Искажение происходит в сторону снижения количества экстрапунитивных реакций. Тем не менее, в группах испытуемых отчетливо видна тенденция к увеличению Е-реакций по мере утяжеления деяний против личности.

Т.о.,можно удостоверить, что наиболее характерным способом разрешения конфликта для преступных лиц являются внешнеобвиняющие самозащитные реакции. Значительное преобладание самозащитных реакций на фрустрирующую ситуацию является признаком слабости "Я", его хрупкости. Если нормальный субъект в ситуации препятствия думает либо об этой проблеме, либо о способах ее разрешения, то асоциальная личность прежде всего заботится о сохранении самоуважения, пытаясь защититься от нередко мнимой угрозы.Т.е.,снижен не порог возникновения тревоги, а степень уверенности в своей самоценности, причем на подсознательном уровне, поскольку в большинстве исследований именно у этих лиц сознательная самооценка (не только предъявляемая окружающим, но и выявляющаяся в эксперименте) резко завышена.

Даже если такую высокую чувствительность к угрозе извне называть тревожностью, то придется дифференцировать понятие тревожности по характеру реакции, следующей при превышении ее порога.

Использованная литература:
1.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996г.,336 с.
2.Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. Психологический журнал, N2, 1994г., том15,стр.57-65.
3.Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М.,1983, 77с.
4.Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности. Психологический журнал, 1994г., N2, том15, стр.52-56.
5.Котова Э.П. Индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления. В сб."Насилие, агрессия, жестокость.Криминально-психологическое
исследование", под ред. Ратинова А.Р.,М., 1990, стр.57-75.
6.Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции. Сб."Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях" Тезисы Международной научно-практической конференции 5-6июля 1996 г.СПб,1996,стр.141-143.
7.Сб."Патохарактерологические исследования у подростков" под ред.А.Е.Личко и Н.Я.Иванова. Л.,1981
8.Незнанов Н.Г. Клинико-психопатологическая характеристика, прогнозирование и психофармакологическая коррекция агрессивного поведения у больных психическими заболеваниями. Автореферат ... докт.диссер.,СПб., 1994
9.Краткий психологический словарь. Под ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М.:Издательство политической литературы, 1985
10.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.СПб,1995
11.Губачев Ю.М.,Иовлев Б.В.,Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.:Медицина, 1976, 224стр

Васильева Н.В., 1997

Редакция сборника, 1997


Hosted by uCoz