На Главную
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  Учебный курс

Цикл лекций представляет собой курс «Основы общей психологии», который читается как первичный фундаментальный для студентов, обучающихся по направлению «Клиническая психология» на психолого-педагогическом факультете Российского Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена. Предназначен для всех, желающих получить систематические знания в области фундаментальной психологии или систематизировать психологические сведения, полученные в процессе индивидуального саморазвития или на курсах прикладной психологии. Особенно интересен будет для лиц с естестественно-научной направленностью познавательной деятельности (врачей, биологов, философов, социологов). Программа курса представлена ниже. Общий объем – 72 часа лекционных занятий. Выдается сертификат Института Практической Психологии СЗО РАО.
Институт расположен на территории психолого-педагогического факультета (ППФ) РГПУ им. А.И.Герцена по адресу: 191186 Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.11.
Тел. (812) 571-99-10, доб.26 Ларина Наталья Константиновна
E-mail: postmaster@herzen.spb.ru (для Лариной Н.К.)
Оформление на учебу и информация по указанному адресу в ауд.45 (кафедра психологии человека) у Лариной Н.К. Занятия там же.
Дополнительная информация по данному курсу и вопросы: belomestnovanina@bk.ru
Ориентировочные сроки – по четыре часа с 18-00 до 21-15
2 и 9 апреля (суббота), с 4 по 29 апреля по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам (18 дней).
Стоимость курса – 10 тысяч рублей.

Институт Практической Психологии предлагает серии учебных курсов и тренингов как для профессиональных психологов, так и для специалистов другого профиля. Выдается сертификат. При выполнении определенной программы выдается диплом ИПП СЗО РАО.

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
СЗО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В.Беломестнова


Е С Т Е С Т В Е Н Н О – Н А У Ч Н Ы Е

О С Н О В Ы

О Б Щ Е Й П С И Х О Л О Г И И


ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

для студентов, обучающихся по специальности
«Клиническая психология»

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы общей психологии» является фундаментом профессионального психологического знания. В нем вводятся основные категории психологии, принципы, законы и закономерности, знание и понимание которых необходимо для анализа любых фактов психики и психологии человека.
Самая главная задача курса — формирование у учащихся системного мышления, которое в медицинской сфере именуется клиническим. Оно предполагает 1) способность создавать объемную модель анализируемого факта с пониманием сложности и неоднозначности взаимосвязей и взаимозависимостей; 2) способность к ретрогнозу — выявлению этиогенеза (или этиопатогенеза — в клинической психологии) для применения этиопатогенетической (а не только симптоматической) психокоррекции и психотерапии; 3) способность к прогнозу — предвидению возможных путей развития текущего процесса (в норме и в патологии); 4) способность к адекватной оценке границ своей профессиональной компетенции и компетентности.
Осуществление этой главной задачи невозможно без широкой профессиональной эрудиции — знания не только фактов, симптомов, диагностических и психотерапевтических процедур, но и объясняющих теорий, концепций и гипотез.
Кроме эрудиции («энциклопедии профессиональных знаний»), требуется и хорошее логическое мышление, позволяющее оценить достоверность фактов, сделать из них достоверные выводы, осознать поле недостоверного, но высоковероятного знания и отсеять непроверяемые плоды фантазии.
Данный курс не может дать практику (оселок теории), это задача прикладных курсов, но все рассматриваемые в нем категории иллюстрированы реальными явлениями клинической, консультативной, педагогической психологии (и иных сфер применения психологических знаний).
Полученные «ремесленные» знания не могут эффективно применяться без философского осмысления, а направленность их во благо человеку (гиппократовский принцип «Не навреди» актуален всегда) определяется духовно-нравственными ориентирами.


Часть I
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ


Тема 1. Психическая реальность

Этапы дифференцировки психического и непсихического. Две формы психики человека в концепции С.Л.Рубинштейна (общее понятие о высших психических функциях и рефлексии).
Реальности бытия человека (материальное и идеальное, объективное и субъективное). Типы взаимоотношений объекта и субъекта. Среда субъекта и ее виды.
Специфика психических явлений (атрибуты психического). Примеры нарушения каждого свойства в клинико-психологической практике (патологический критерий верификации).
Причины сложности изучения психических явлений.
Проблема классификации психических образований — классифицирующее основание для выделения групп; логическая непротиворечивость классификации; экспериментальная и эмпирическая верификация; качественные отличия групп; сопоставимость групп по уровням организации.


Тема 2. Общая характеристика психологии как науки

Семантическое поле понятия «психология».
Объект и предмет психологии. Определение психологии как науки.
Три уровня изучения психологии человека. Дифференцировка понятий «психика» и «психология», «психический» и «психологический». Причины сложности изучения психологии человека.
Объект, предмет, методология и методы науки. Классификация наук. Место психологии в системе наук.
Структура универсального психологического знания (теория, феноменология, методология, методы). Компоненты знания, специфического для клинической психологии и консультативной практики (методы диагностики, прогноз развития в норме и патологии, методы коррекции). Структура психологических наук.


Тема 3. Генезис психики (психогенез)

Генезис как фундаментальная категория (четыре проблемы).
Природа психики — системообразующий и системоформирующий факторы; уровни отражения; объективный критерий наличия психического отражения; субстрат психики; принципы эволюции нервной системы; дефиниция психики; три фундаментальных функции психики; механизмы развития психики.
Этапы филогенеза психики.
Этапы антропосоциокультурогенеза в объектных и субъектных свойствах. Проблемы происхождения рас, этногенеза и историогенеза. Проблема продолжающейся биологической эволюции Homo sapiens sapiens. Теория смены биологических детерминант эволюции человека психологическими (В.П.Казначеев).
Культурно-историческая концепция генезиса высших психических функций (ВПФ) и ее экспликация в данных онтогенеза человека, сравнительного онтогенеза, историко-культуральных исследованиях ВПФ.
Фундаментальные проблемы онтогенеза.
Персоногенез.


Тема 4. Этапы развития представлений о предмете психологии

Развитие психологии в рамках философии — досократики, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Средневековая арабская наука, Европейское Средневековье, Ренессанс, Новое Время, Просвещение.
Психология как самостоятельная наука. Предмет психологии в отдельных научных школах — психофизика, психофизиология органов чувств, физиология высшей нервной деятельности, функционализм, бихевиоризм, структурализм, Вюрцбургская школа, гештальтизм, психоанализ и неофрейдизм, эпистемология Ж.Пиаже, культурно-историческая концепция генезиса ВПФ, психология деятельности Московской школы, интегративный подход Ленинградской школы, структурно-информационная парадигма, гуманистические направления.
Фундаментальная гносеологическая парадигма и ее циклическая смена в философии и психологии. Философия и психология постмодернизма.


Тема 5. Фундаментальные проблемы общей психологии

Психофизическая проблема и варианты ее решения — независимость, параллелизм (дуализм и монизм), взаимодействие. Способы постановки вопроса.
Биосоциальные отношения в психике и психологии человека. Соотношение понятий «наследственное», «онтогенетическое», «генетическое», «средовое», «врожденное», «биологическое», «социальное».
Природа и структура сознания. Качественные границы живого и неживого, носителя психики (животные) и неодушевленного (растения), сенсорной и перцептивной психик, чувственного познания и рационального, сознательного и бессознательного. Проблема спатиально-темпоральных границ сознания.
Человек в его специфике — соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности».
Категория развития. Проблема и теории развития сложных систем. Принцип полифонии (А.В.Бондарев) как универсальная схема диахронического анализа сложносоставных систем.

Тема 6. Фундаментальные принципы психологии

Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Механистический, стохастический, диалектический детерминизм. Синергетика как новая парадигма общей теории систем.
Принцип единства сознания и деятельности.
Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации.
Принцип субъектности.
Системный (интегративный) подход.
Методологические принципы клинической и дифференциальной психологии — принцип полиэтиологии, принцип «слабого звена», принцип этиопатогенетической и симптоматической психокоррекции.
Методологические принципы нейропсихологии — принцип системно-динамической локализации ВПФ, принцип хроногенной локализации ВПФ.
Методологический принцип психологии развития — принцип гетерохронности развития психических образований.
Принципы верификации и фальсификации (К.Поппер) как универсальные принципы научного знания.


Часть II
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

Раздел 1
Когнитивные психические образования

Тема 7. Сенсорика как познавательная подсистема

Когнитивные психические образования как реализация функции отражения свойств среды (репрезентативной функции психики).
Сенсорика как первичная форма репрезентативной функции психики. Сенсорный образ и его эмпирические первичные и вторичные свойства.
Нейрофизиологические основания построения сенсорного образа. Виды ощущений. Классификация ощущений. Нейропсихологическая организация сенсорного отражения.
Психофизические основания сенсорики. Сенсорные пороги. Психофизические законы. Механизмы изменения сенсорных порогов. Влияние знаково-символической деятельности человека (слова) на сенсорные процессы.
Проблемные поля теории сенсорики.


Тема 8. Перцептивная организация

Семантическое поле понятия «восприятие». Восприятие как процесс и как результат. Теоретическая проблема генезиса и соотношения сенсорного и перцептивного образов.
Нейропсихологические основания построения перцептивного образа. Активность как облигатное условие его формирования. Гаптическое чувство (соматогнозис) как ядро всех функциональных сенсорно-перцептивных систем человека (Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер).
Перцепт и его эмпирические первичные и вторичные свойства. Этапы актуального перцептогенеза. Виды чувств человека на сенсорном и перцептивном уровнях. Восприятие движения, пространства и времени как самостоятельная проблема.
Культурная (идеальная объективная) среда как одна из детерминант формирования перцептивной организации человека (А.Р.Лурия, культурально-исторические исследования).
Проблемные поля теории перцепции.


Тема 9. Репрезентативный уровень отражения

Представление как третий уровень организации когнитивных образов. Методологические проблемы изучения представлений как вторичных образов.
Нейропсихологическая организация представлений.
Репрезентант и его эмпирические первичные и вторичные свойства. Репрезентативный уровень отражения как ступень к формированию внечувственного понятия.
Филогенез, антропогенез и онтогенез представлений. Культуральные детерминанты организации репрезентативной сферы человека.
Проблемные поля теории вторичных образов.


Тема 10. Мышление

Иерархия когнитивных образований как реализация принципа генетико-иерархической структурно-уровневой организации сложных саморазвивающихся систем. Проблема соотношения чувственного и рационального познания в философии и психологии.
Мышление как фундаментальная категория и как актуально протекающий процесс. Мысль как результат процесса мышления и феномен понимания как его атрибут. Виды мышления. Проблема неполноты классических определений мышления. Операции мышления. Структурные единицы мышления (операнды).
Нейропсихологическая организация процесса мышления как реализация принципа системно-динамической локализации высших психических функций и принципа хроногенной локализации ВПФ.
Филогенез и онтогенез мышления. Ноогенез. Культура и мышление.
Проблемные поля теории мышления.


Тема 11. Воображение

Проблема воображения как самостоятельного психического процесса. Виды воображения. Онтогенез воображения. Роль фантазии в креативных способностях.
Проблемы теории воображения — качественного определения, структуры, функций, экологического (эволюционного, биологического) и психологического смысла.


Раздел 2
Аффективные (эмоциональные) психические образования

Тема 12. Теоретические проблемы эмоций

Двойственное содержание понятия «чувства». Аффективные (эмоциональные) состояния как самостоятельные психические образования.
Эмоции в их двойной детерминации. Свойства эмоций. Три компонента эмоции — вегетативный, экспрессивный и психический. Функции эмоций. Классификация эмоций. Понятие аффекта в практической психологии.
Филогенез и онтогенез эмоций. Микрогенез (актуальный генезис) эмоций в теориях эмоций.
Нейрофизиология и нейропсихология эмоций. Стресс и его физиологические, нейрофизиологические, психические и психологические компоненты.


Тема 13. Структура эмоциональной сферы человека

Проблема иерархии эмоциональных образований. Формально-динамические параметры эмоциональности человека. Модальностная структура эмоциональной сферы человека. Чувства и настроения — проблема качественных признаков. Эмоциональное отношение как компонента мотивации (роль эмоций в формировании мотива).
Концепции строения эмоциональной сферы человека. Применение принципа генетико-иерархической структурно-уровневой организации к аффективной сфере человека.
Экспериментально-эмпирические исследования. Этнический, культуральный и дифференциально-психологический аспекты эмоциональности человека.
Проблемные поля теории эмоций.


Раздел 3
Психомоторные психические образования

Тема 14. Теоретические проблемы двигательной активности

Категория деятельности в философии и психологии.
Средотрансформирующая (преобразующая среду) деятельность как реализация фундаментальной интерактивной функции психики (взаимодействия со средой). Объектное свойство спонтанной активности как основа формирования двигательной (психомоторной) сферы организма. Эмбриологические основания единства когнитивного и двигательного блоков психики.
Строение психомоторного акта человека. Церебральная организация (теория Н.А.Бернштейна) и кортикальная организация (А.Р.Лурия) двигательной активности. Иерархия психомоторных образований.
Навык и его формирование. Механизмы регуляции действий и деятельности.


Тема 15. Праксическая сфера человека

Иерархическое строение двигательной сферы человека как реализация принципа генетико-иерархической структурно-уровневой организации сложной психической деятельности — движение, действие, поведение, деятельность. Виды деятельности человека — трудовая, познавательно-эстетическая, коммуникативная, игровая.
Реальная деятельность человека (поведение и поступки) как верификатор достоверности психодиагностических процедур.


Раздел 4
Интегративные психические образования и механизмы

Тема 16. Внимание

Внимание как форма организации и интеграции элементарной психической деятельности («сквозной» психический процесс).
Ориентировочный рефлекс как первичная форма в генезисе аттентивных процессов и состояний. Нейроморфологические основания организации аттентивной деятельности.
Определение внимания, его свойства. Классификации внимания по разным основаниям (произвольности, модальности, ведущему виду психической деятельности, нейропсихологическим синдромам).
Теории внимания. Обоснование определения внимания как интегратора психической деятельности организма.


Тема 17. Память

Место памяти в подсистемах психики. Память как интегративная психическая способность.
Мнестические процессы — запечатление, сохранение, воспроизведение, идентификация и забывание информации. Классификации памяти по разным критериям — произвольности, времени хранения информации, видам психической деятельности, модальности и нейропсихологическим синдромам. Методологический сравнительный анализ образов памяти и репрезентантов (образов-представлений).
Нейрофизиология и нейропсихология памяти. Теории мнестической деятельности. Обоснование определения памяти как интегративного («сквозного») процесса.


Тема 18. Воля

Проблема существования воли как самостоятельного психического образования. Проблема места воли в подсистемах психики. Регуляция как фундаментальная функция психики и обеспечивающие ее структуры.
Определение воли, атрибуты волевого акта.
Филогенез и онтогенез волевой регуляции.
Нейропсихологические основания волевой регуляции психических и биологических функций человека.
Проблемные поля теории волевой деятельности.


Тема 19. Сознание

Сознание как наиболее поздний концепт в теории строения психики в истории философско-психологической мысли. Проблема существования сознания как самостоятельного психического образования.
Определение и эмпирические характеристики сознания, функции сознания.
Теории сознания в методологическом рассмотрении. Нейропсихологические основания сознания. Уровневые теории сознания — круги сознания В.Вундта, психоанализ, клинико-неврологические уровни сознания, психопатологические уровни сознания. Структурно-компонентные теории сознания. Проблема соотношения сознательного, подсознательного и бессознательного, их качественных отличий. «Бесструктурная» теория сознания.
Знаково-символическая регуляция психической деятельности как облигатный атрибут сознания. Язык и сознание. Рефлексия. Сознание как качественно специфичная для человека высшая форма регуляции системы «Организм – среда».
Генезис сознания в ноогенезе и в историогенезе.
Самосознание. Психологические механизмы защиты как компенсаторная система «Я-концепции».

Тема 20. Язык, речь и знаковые системы

Язык как знаковая система.
Речь как форма коммуникации. Речь как способ регуляции. Две фундаментальных функции речи — коммуникативная и сигнификативная. Классификации речи по разным основаниям. Структурные единицы речи — слово и предложение. Треугольник Фреге как структура понятия. Предикатная форма полной пропозиции как отражение объект–субъектных отношений. Две лингвистических формы речи — синтагматическая и парадигматическая. Уровни организации речи. Онтогенез речи.
Нейролингвистика как методологическая основа классификации афазий и нейропсихологические синдромы речевых нарушений как верификатор теоретических построений.
Проблема соотношения знака, речи и мышления. Отражение культуральных свойств этноса в его филологических категориях.
Психолингвистика как методологический подход к диагностике подсознания.


Раздел 5
Психика как целостная система

Тема 21. Психические состояния

Место психических состояний в классификации психических образований. Методологический анализ категории «психические состояния».
Определение и функции психических состояний. Частные виды психических состояний в эмпирических исследованиях. Классы психических состояний.


Тема 22. Функциональная асимметрия
больших полушарий головного мозга человека
как фундаментальная проблема

История открытия функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека (ФАГМ). Феноменология ФАГМ. Принципы взаимодействия гемисфер. Филогенез и онтогенез. Субстрат ФАГМ. Соотношение понятий «право- леворукость» и «право- левополушарное мышление». Генезис ФАГМ как фундаментальная проблема общей теории систем.
ФАГМ и два глобальных модуса мышления — синистральный и декстральный (по категориям «операнды», «операции», «функции», «спатиально-темпоральный статус»). Когнитивные стили в свете теории ФАГМ. Теория мышления Л.М.Веккера, ее экспериментальное обоснование, ее естественнонаучные верификации в теории ФАГМ, психопатологии, патопсихологии и технике (проблема искусственного интеллекта).


Тема 23. Структура психики человека

Проблема строения психики от Аристотеля до наших дней. Сложность изучения психики человека.
Системный (интегративный) подход как основа анализа сложных саморазвивающихся систем. Категории анализа системы — дефиниция, состав, структура, функции, свойства, системообразующие и системоформирующие факторы, генезис и эволюция системы. Виды системного подхода.
Анализ конкретных теорий строения психики по категориям системного подхода и по их специфичным системообразующим критериям.
Структура психики в естественно-системных основаниях (эмбриогенез, филогенез, онтогенез, церебральные функциональные системы, кортикальная организация отдельных видов психической деятельности).

Часть III
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Тема 24. Теоретические проблемы
теории индивидуальности

Ключевые философско-психологические категории теории индивидуальности — человек, субъект деятельности, индивидуум, индивид, личность, индивидуальность. Их семантические поля и формально-логические соотношения.
Соотношения этих понятий в разных авторских концепциях.
Человек как философский теоретический концепт — представитель Человечества в его универсальных свойствах всех организационных уровней.
Индивидуум как философско-психологическое понятие — отдельный представитель человеческого сообщества во всех его универсальных (инвариантных) и индивидуально-типологических дифференцирующих (вариативных) свойствах всех организационных уровней.
Субъект деятельности — философско-психологическая категория, объясняющая факты субъектной детерминации человеческих свойств и деятельности, трудно объяснимые объектно-детерминирующими механизмами.
Индивид — психологическое и биологическое понятие, человек в его биологических, организмических свойствах как универсальных (инвариантных), так и дифференцирующих (вариативных).
Личность — социально-детерминированные свойства индивидуума, сформированные в процессе взаимодействия с макро-, мезо- и микросоциумом.
Индивидуальность — человек в уникальном сочетании свойств и способностей всех организационных уровней.
Фундаментальные категории психологии человека как теоретический конструкт и как схема анализа в прикладной психологии, клинико-психологической и консультативной практике.
Частные категории клинической и дифференциальной психологии — темперамент, характер, личность, индивидуальность — и проблема их соотношения.
Теория индивидуальности в трех аспектах —
1) теоретическая структура индивидуальности как итог развития биологической, психической и психологической систем;
2) закономерности и детерминанты формирования индивидуально-типологических отличий (ИТО);
3) способы диагностики и описания индивидуально-типологических отличий (номотетический и идеографический подходы).

Тема 25. Уровни организации свойств человека

История взглядов на детерминацию психологических свойств человека — гуморальные теории, теологические концепции, неврологический подход в виде локализационизма и эквипотенциализма, теории социальной детерминации, средовогенетический подход, физиологический анализ, эмбриогенетический взгляд. Культурно-историческая концепция генезиса ВПФ как принцип, приложимый к психологии человека.
Понятие конституциональных свойств человека.
Понятие организационного уровня сложной системы в приложении к свойствам человека.
Биологический уровень организации и его компоненты — биохимический, анатомо-морфологический, физиологический, нейрофизиологический.
Психический организационный уровень и его компоненты — темперамент, когнитивный стиль, общие и специальные способности.
Психологический уровень организации и его компоненты — характер, интеллект, стиль общения.
Социальный уровень — личность в ее компонентах, Я-концепция.
Культурно-исторический — культурально-обусловленные нормы поведения, ценностные ориентации.
Духовный уровень организации — превалирующие экзистенциальные ценности, менталитет.
Космический организационный уровень как проблема философии и психологии постмодернизма.


Тема 26. Индивидные свойства человека

Параметры полового диморфизма и дипсихизма. Пол как системно-биологическая категория. Теория В.А.Геодакяна — половой диморфизм как необходимый компонент сложных саморазвивающихся систем. Применение принципов Геодакяна для анализа эмпирических данных в дифференциально-психологических исследованиях.
Возрастные параметры человека — хронологический, биологический, психологический, социальный и субъективный виды возраста человека. Вариативность и неоднозначность их определения. Развитие как необратимый процесс, несимметричный к периоду акмэ. Закон гетерохронности развития психических функций. Принцип смещения детерминант эффективности деятельности с нижних уровней организации к верхним (от биологических к психологическим и духовным).
Этнические биологические свойства — морфологические, физиологические и биохимические этнотипические особенности и их детерминанты.
Конституциональные биологические свойства — их морфологические, физиологические, биохимические проявления.
Онтогенетически детерминированные биологические свойства — морфологические, физиологические, биохимические и механизмы их формирования.
Свойства нервной системы (нейродинамика) как основа темперамента.


Тема 27. Темперамент

История понятия «темперамент» — изменение описательных характеристик и детерминирующих факторов.
Концепции темперамента И.П.Павлова, Я.Стреляу, Г.Ю.Айзенка. Исследования индивидуального стиля деятельности в школе В.С.Мерлина.
Дифференциально-физиологические исследования в школе Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына. Концепция В.Д.Небылицына. Развитие идей школы в работах В.М.Русалова. Активность и эмоциональность в трех измерениях (предметном, социальном, коммуникативном) как темпераментальные свойства.
Темперамент как активационно-динамические (энергетически-темпоральные) свойства человека.
Эмпирические исследования темперамента в разных концептуальных схемах.


Тема 28. Характер

История вычленения из понятия «темперамент» концептов «характер» и «личность». Многообразие классификаций «личности» с формализованными и неформализованными типообразующими параметрами, совмещение параметров разного организационного уровня.
История формирования концепта «характер» как научной категории. П.Б.Ганнушкин и О.В.Кербиков и учение о психопатиях. Определение психопатии и три критерия ее диагностики. К.Леонгард и вычленение «акцентуированной личности».
А.Е.Личко и клинико-психологическая типология характера. Патологический критерий верификации теоретических построений.
Понятие трех степеней выраженности типа характера — тип характера, акцентуация, психопатия. Критерии их диагностики.
Эмпирические исследования характера.


Тема 29. Личность

Соотношение понятий «личностный» и «социально-психологический» в их возможных формально-логических вариантах.
Психология пола и гендерная парадигма.
Психологический, социальный и субъективный виды возраста человека, их феноменология, подходы к диагностике.
Этнопсихология в культуроспецифичных проявлениях.
Категории социальной психологии как основа формирования личностных свойств.
Категории экзистенциальной философии и гуманистической психологии в структуре личностных свойств.
«Я-концепция» и «Образ мира» как субъективная картина индивидуального (внутреннего) и универсального (внешнего) мира.
Проблема эмпирических категорий в структуре личности (локус контроля, направленность, фемининность – маскулинность, лидерство, структура ценностных ориентаций, иерархия мотивов, иерархия потребностей и т.д.). Критерии их отнесения к определенному организационному уровню. Способы диагностики в практической деятельности.


Тема 30. Способности и интеллект

История исследований способностей человека. Работы Б.М.Теплова.
Формирование понятий общих и частных (специальных) способностей. Проблема уровня их детерминации и условий их максимального развития в рамках потенциала.
Понятие «интеллект» и варианты его содержания (как система характеристик мышления, как блок когнитивных образований, как скорость нервно-психической деятельности, как перечень отдельных психических способностей, как гипотетический фактор, как психометрическая процедура). Интеллект и эрудиция.
Понятие когнитивного стиля и его роль в структуре интеллекта. Виды когнитивных стилей. Виды когнитивных стилей, относящиеся к интеллекту, и виды когнитивных стилей в структуре индивидуальности.
Гипотеза возможности создания тестов, свободных от влияния культуры. Культура и интеллект. Аксиологическая характеристика интеллекта.

Тема 31. Проблема типологии индивидуальности человека

Проблема классификации многоуровневых свойств человека — одно-, двух- и многоосевые классификационные сетки.
Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Современные авторские концепции строения индивидуальности.
Принципы открытой классификационной сетки в типологии индивидуальности (К.А.Абульханова-Славская) — иерархия, смена типообразующего критерия на каждом уровне, несимметричность критерия по разным ветвям сетки, незавершенность (открытость) классификационной сетки.
Гипотеза Абульхановой-Славской как универсальный принцип эволюции индивидоспецифичных и видоспецифичных свойств сложных систем.
Система категорий для описания компонент структуры индивидуальности: системный уровень организации; характер детерминации; степень зависимости от типа деятельности (тотальность); степень вариативности во времени (стабильность); шкалы вариантов; механизмы трансформации; аксиологическая характеристика. Гипотеза строения индивидуальности с использованием эмпирического и научного материала.


Тема 32. Человек в системе Мироздания

История изменений взглядов на сущность человека в его определениях. Модели человека разной мерности (М.С.Каган) — одно-, двух- и трехмерные.
Синергетика как ведущая парадигма постмодернизма в общей теории систем, ее основные идеи и принципы.
Приложение принципов синергетики к анализу эволюции человека и Человечества. Понятие бесконечности развития. Мышление и сознание как очередные этапы в развитии когнитивной и регуляторной систем.
Авторские концепции развития человека и Человечества и места человека в системе Мироздания (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден, Б.Г.Ананьев, В.П.Казначеев, В.Б.Швырков, современные исследователи).

 



Hosted by uCoz