На Главную
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
программа семинарских занятий
для подготовки студентов по специальности
"Клиническая психология"

 

  О Г Л А В Л Е Н И Е


ЧАСТЬ I
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Раздел I
Пропедевтика общей психологии
Тема 1 Технология учебного процесса.
Терминологическая пропедевтика ........................................8
Тема 2 Место психологии в системе наук.
Критерии научного знания ...................................................8
Тема 3 Компоненты психики
в классических дефинициях.................................................10
Тема 4 Атрибуты психики (феноменология психического) .........13
Тема 5 Психика и сознание ...............................................................14
Тема 6 Проблемы психогенеза..........................................................15
Тема 7 Проблемы ноогенеза
(антропосоциокультурогенеза, кайногенеза) ...................16

Раздел II
Персоналии
Тема 8 Иван Михайлович Сеченов
Иван Петрович Павлов ......................................................16
Тема 9 Лев Семенович Выготский .................................................19
Тема 10 Сергей Леонидович Рубинштейн ......................................21
Тема 11 Петр Кузьмич Анохин
Николай Александрович Бернштейн
Алексей Алексеевич Ухтомский... .......................................22
Тема 12 Жан Пиаже, Уайлдер Пенфильд,
Фридхардт Кликс ..................................................................24
Тема 13 Алексей Николаевич Леонтьев ..........................................26
Тема 14 Борис Герасимович Ананьев ............................................27
Тема 15 Александр Романович Лурия ...........................................27
Тема 16 Лев Маркович Веккер .........................................................29
Тема 17 Современные исследователи проблем общей психологии
(Б.Ф.Ломов, В.А.Ганзен, А.В.Брушлинский,
К.А.Абульханова-Славская) ..............................................29

ЧАСТЬ II
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 18 Сенсорика (первичные образы)..........................................32
Тема 19 Перцепция (первичные образы).........................................34
Тема 20 Репрезентация (вторичные образы).
Отражение пространства — времени...............................35
Тема 21 Эмоции
(аффективные психические образования).......................38
Тема 22 Психомоторика ..................................................................41
Тема 23 Внимание .............................................................................43
Тема 24 Память...................................................................................44
Тема 25 Психические состояния.......................................................46


ЧАСТЬ III
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ФУНКЦИИ)

Тема 26 Деятельность человека .......................................................48
Тема 27 Структура эмоциональной сферы человека ....................49
Тема 28 Мышление и воображение..................................................51
Тема 29 Речь, язык, знаковые системы ............................................55
Тема 30 Сознание ...............................................................................56
Тема 31 Волевая регуляция................................................................60
Тема 32 Асимметрия как принцип организации живого .............61
Тема 33 Структура психики ..............................................................64

ЧАСТЬ IV
ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Тема 34 Соотношение понятий “человек, личность, индивид,
индивидуальность, субъект деятельности”
в разных концепциях ............................................................67
Тема 35 Уровни организации свойств человека............................68
Тема 36 Индивидные свойства человека.........................................68
Тема 37 Темперамент..........................................................................69
Тема 38 Характер................................................................................71
Тема 39 Личность ...............................................................................72
Тема 40 Способности. Интеллект ....................................................76
Тема 41 Проблема типологии индивидуальности человека .......80
Тема 42 Человек в системе Мироздания.........................................83

Библиография для четвертой части...............................................84
Список терминов................................................................................91
Контрольные вопросы........................................................................93
Темы для подготовки к экзамену....................................................104
Список журналов для поиска материалов
к научно-исследовательской и практической работе..................109

Пояснение

Программа семинарских занятий по последовательности разделов и тем соответствует лекционному курсу. Но следует учесть, что не только для понимания устного текста лекций, но и для полноценной подготовки студентов к семинарским докладам, для полного понимания докладов коллег требуется предварительное первичное знакомство с хрестоматийным материалом, изложенным в учебниках (список рекомендуемых учебников далее приводится).
Не всегда имеется необходимость строгого предварения какой-либо темы в лекции (т.е. не обязательно тема семинара следует строго после рассмотрения ее в лекциях). Это относится в основном к разделу персоналий и тем, хорошо и подробно отраженных в опубликованном виде. Для глубокого понимания лекционного материала лучше знакомиться с темой заранее по учебникам и хрестоматиям, имеющимся в методическом кабинете ППФ.
Если в занятии не указаны темы докладов, значит вопросы готовят все студенты самостоятельно (это относится к первым семинарам). Когда указаны темы докладов, то возможно предварительное их распределение в группе соответственно индивидуальным интересам и склонностям, тогда преподаватель семинара просто записывает желающих по личному заявлению или по заявке старосты. При отсутствии индивидуальных пожеланий на первом занятии в начале семестра доклады будут распределены искусственно, что не является оптимальным для учебного процесса.
Литературу к теме из обязательного списка все должны прочесть и иметь краткие конспекты, которые будут предъявляться на экзамене вместе с конспектом лекций. Литература из дополнительного списка необходима для докладов и для особо любознательных.
Подготовка доклада начинается с учебников, словарей, хрестоматий, трудов основоположников. Например, если в первых темах в списке обязательной литературы труд С.Л.Рубинштейна “Основы общей психологии” указывается, позже специального указания на него нет, но конспект соответствующих глав по данной теме должен иметься и использоваться в докладе или ответе на экзамене.
Затем осмысливается материал из статей. Продумывается схема (конспект) доклада, записываются определения, перечни (свойств, законов, правил и т.д.), которые будут даваться коллегам под запись. Сам доклад не читается, а рассказывается в свободной речи. Недопустимо монотонное зачитывание длинных цитат из литературы.
Существуют доклады повышенной сложности для особо любознательных и амбициозных учащихся, которые требуют обширной литературной эрудиции, глубокого осмысления, способности к самостоятельному творчеству. Кроме того, такие доклады включают материал, входящий в другие лекционные и практические циклы, чем обеспечивается осознание взаимосвязи разных отделов психологического знания.
В начале каждого семинарского занятия проводится 15 минутная контрольная работа (список вопросов представлен в данном пособии): предъявляется пять вопросов, требующих очень краткого ответа (определение, перечень, одна-две фразы). Вопросы относятся в материалу из ранее прослушанных лекций и семинаров. Результативность контрольных работ оценивается по доле правильных ответов и учитывается при выведении оценки на экзамене.
Также производится текущая аттестация студентов по пройденному материалу в виде зачетного занятия (два в один семестр), где в устной форме надо ответить на все контрольные вопросы, пройденные к данному моменту.
На семинаре ведутся конспекты докладов коллег и записываются важные идеи, на которых ставился акцент в процессе обсуждения. Конспекты семинаров и лекций должны быть предъявлены на экзамене.
Далее приводятся научные термины, которые следует найти в словарях, выписать и выучить — их знание будет проверяться в контрольных работах. Без однозначного их понимания текст лекций будет труднодоступен.
Обращаем внимание, что в списке тем для самоконтроля, приведенном в конце программы, имеется некоторое количество тем, не очень подробно рассмотренных в лекциях или на семинарах, но на экзамене требующих более детального изложения. Это темы естественнонаучного цикла (все виды анатомий и физиологий), сравнительной психологии (филогенез каждого психического образования), психологии развития (онтогенез каждого психического образования), лингвистические (проблемы счета, письма, речи и знаковых систем), философские (каждая тема семинаров имеет философский аспект), палеоантропологические (антропогенез Homo sapiens sapiens) и философско-антропологические (концепции человека). Материал для них следует брать из других учебных циклов, читаемых на факультете (все они читаются первые два года, поэтому к экзамену второго курса материал уже должен быть известен).
Наиболее обширен список литературы для четвертой части — “Интегративная концепция человека”. Это соответствует практической направленности подготовки психологов на ППФ РГПУ. Список полезен для подготовки рефератов, обзоров литературы для курсовых и выпускных квалификационных работ, дипломных исследований.
Заключает программу список журналов, в которых можно найти материал для своей научно-исследовательской работы. Два старейших академических психологических журнала — “Вопросы психологии” и “Психологический журнал” — являются обязательными для постоянного чтения в процессе обучения, поскольку данная программа ограничена сроком ее формирования и публикации, а для докладов следует использовать новейшие публикации по требуемой теме.
Для курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ все эти журналы (не только два основных) следует просмотреть за последние десять лет и включить статьи, имеющие отношение к теме научного исследования, в библиографию текста работы.
Журналы философского направления и иных гуманитарных наук, а также медико-биологические могут (хотя и значительно реже) иметь интересный материал (журналы по психиатрии для психолога-клинициста обязательны). Поиск статей можно вести ускоренно — путем просмотра последних (четвертых, шестых или двенадцатых) номеров годовой подписки, где приводится полная тематическая библиография за завершившийся год.
Приветствуется использование публикаций (книг, статей и др.), не указаных в данной программе. Это будет способствовать ее дальнейшему усовершенствованию.
Первые темы семинаров содержат мало литературы для работы, что не должно создавать иллюзии, что в конце семестра можно будет это все прочесть. Объем литературы прогрессивно увеличивается (повышается читательски-аналитическая культура учащихся, появляются теоретические конструкты для осмысления прочитанного, совершенствуется логический аппарат студентов). Одобряются попытки превентивного чтения статей из четвертой части программы (“Психология человека”) обзорного характера (это обычно ясно из названия статьи).





Hosted by uCoz