На Главную

ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТЬ

В ГЕНЕЗЕ ГОМИЦИДА

 

Опубликовано в: // Ананьевские чтения - 97 (90 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева). Тезисы научно-практической конференции 28-30 октября 1997г./ Под общей ред. Крылова А.А. - СПб., 1997. - стр.115-117.

Васильева Н.В.

...Ведь гений злодейство несовместны..
А.С.Пушкин.

Антиэнтропийная активность в мире живого означает добывание свободной энергии из окружающего мира для осуществления жизнедеятельности организма. В той или иной форме такая деятельность связана с агрессивным поведением (в широком философском смысле, а не узкокриминальном). Инструментом этой антиэнтропийной деятельности является интеллект в его организующей и прогностической (планирующей) функциях.

К.Лоренц доказал, что в эволюционном процессе агрессивность вида является условием его выживания, при этом уровень "интеллекта" вида тесно коррелирует с его агрессивностью. Но эта агрессивность направлена на другие виды: вместе с возрастанием "убойной силы" вида (например, у хищников) усиливается и инстинктивно-обусловленный запрет на внутривидовую агрессию. Homo sapiens с биологической точки зрения обладает слабыми возможностями для физической агрессии, поэтому и инстинктивного запрета на внутривидовую деструктивную гетероагрессию (по Г.Аммону) у него нет. С другой стороны, известно, что собственно жестокость является чисто человеческой чертой и не наблюдается в животном мире. Э.Фромм прямо формулирует: "Человек отличается от животных именно тем, что он убийца" (Э.Фромм, "Антология человеческой деструктивности", 1994, стр.23).

Интеллект, как инструмент агрессии, проявляет себя во всех видах деятельности, в том числе и творческой: из психологических исследований известно, что высокий творческий потенциал личности тесно связан с замеренной тестовыми методиками агрессивностью личности (А.П. Назаретян, 1996). В свою очередь творческие возможности связаны с такой чертой личности, как способность выйти за пределы интериоризованных социальных, поведенческих и интеллектуальных стереотипов. Но агрессивность, как личностная черта, и такая черта, как склонность выходить за пределы общепринятых норм, - признаки и преступного поведения (агрессивного в криминальном смысле). При этом большинство криминологов и юридических психологов (за редким исключением) считают, что для криминальной среды характерен как раз сниженный по сравнению с популяцией интеллект и типичен более низкий образовательный ценз (сравнение всегда шло общекриминальной выборки с законопослушной). В данном исследовании роль интеллекта в преступных деяниях выглядит иначе.

Материалом для него послужили данные, полученные в ходе экспериментально-психологического обследования подэкспертных стражного судебно-психиатрического отделения. Вся когорта из 335 лиц разделена на три группы соответственно тяжести и характеру преступления: I группа из 126 человек, совершивших более легкие общественно-опасные деяния (ООД), то есть множественные кражи, ограбления, хулиганство и т.д.; II группа, состоящая из 82 индивидов, характеризуется более тяжелыми преступлениями против личности (разбой, тяжелые избиения, особо злостное хулиганство, террор, организация преступных групп); III группа включает 127 испытуемых, совершивших простые и особо жестокие убийства, серийные убийства, сексуальное насилие с садистическими действиями, систематические истязания.

По уровню образования группы распределились следующим образом ( в счет включены только взрослые испытуемые старше 18 лет):

группа
незаконченное среднее
среднееи сред.спец
незаконченное высшее и высшее
I
32,7%
56,4%
4,5%
II
26,8%
51,2%
7,3%
III
17,8%
64,4%
8,5%


Как видно из таблицы, доля незаконченного среднего убывает по мере тяжести преступления. Доля полного среднего и незаконченного и законченного высшего, наоборот, возрастает. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что только в III группе имеются лица, имеющие юридическое образование, учившиеся в Университете или Финансово-Экономическом Университете, то есть и качество образования в этой группе выше.

Косвенное отношение к интеллекту имеет и проблема психического здоровья, так как одним из последствий любого психического заболевания является та или иная степень интеллектуального снижения. Поэтому в рамках рассматриваемого вопроса возможно рассмотреть и патологический аспект.

При нозологическом анализе этих групп (по характеру психического заболевания) выявляется увеличение доли психически здоровых лиц по мере утяжеления ООД (имеются ввиду диагнозы "Психически здоров" или "Психопатия", остальные формы даже легкой пограничной патологии в рамках полной вменяемости субъекта в данный счет не вошли): I группа - 41,4%; II группа - 48,9%; III группа - 53,5%

Интересно сопоставление еще одного параметра из нозологического блока - количества олигофренов в каждой из анализируемых групп и их доли в психиатрической больнице общего профиля. В психиатрической больнице их 22,2% (уравненная по полу и возрасту выборка из 333 больных, проходивших психологическое обследование у автора); в экспертной выборке их 7,3% (в I группе - 7,2%; во II группе - 9,5%; в III группе - 5,1%). По общеросиийским данным (А.Р.Мохонько, 1995) среди невменяемых олигофренов тяжкие преступления против личности совершили только 8,9%, в то время как легкие преступления (соответствующие нашей группе I) - 74,8%. Таким образом, для олигофренов характерно делинквентное, но нежестокое поведение.

Анализ патопсихологических симптомокомплексов (И.А.Кудрявцев, 1988) показал, что без каких-либо нарушений, выявляющихся при патопсихологическом обследовании, в I группе имеется 53,2%, во II - 60,8%, в III - 71,8%.

Дополнительным аргументом могут являться и данные шкалы В в личностном опроснике Кэттелла (как известно, она определяет обшую интеллектуальную функцию, по дефиниции автора методики). Среднее значение (в стенах) этой шкалы распределяется так: I группа - 4,00; II группа - 5,38; III группа - 6,94. Эти данные также подтверждают общую тенденцию.

Таким образом, из изложенного можно сделать выводы:
1) если склонность к криминальному поведению и характеризуется более низким интеллектом субъекта, то способность совершить гомицид связан с более высоким интеллектом в общекриминальной выборке;
2) более высокий интеллект действительно освобождает от действия каких-либо (социальных, поведенческих, интеллектуальных) стереотипов, что положительно сказывается в творческой работе, но крайне отрицательно при другой ценностно-мотивационной структуре;
3) подтверждается концепция К.Лоренца о филогенетических корнях связи агрессивности с интеллектом;
4) подтверждается концепция техно-гуманитарного равновесия
А.П.Назаретяна (1996) о решающей (и, возможно, генетически первичной) роли культуры в регуляции агрессивного поведения человека;
5) на вопрос Э.Фромма: "Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?" можно ответить - воспитанием соответствующей ценностно-нормативной структуры личности (на ее ноэтическом, социально-обусловленном уровне).


Васильева Н.В.

Редакция сборника



Hosted by uCoz