На Главную
Методические аспекты  категории развития
в преподавании психологии
 

Опубликовано в: Беломестнова Н.В. Методические аспекты  категории развития в преподавании психологии //Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского Университета и 10-летию психолого-педагогического факультета,  5 - 7 декабря 2007 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И Герцена, 2008. – стр.352-354

Категория генезиса в психологии является одной из  важнейших с тех пор, как Аристотель впервые построил  иерархически четыре предполагавшихся им вида души. В наше время как в идеях Л.С.Выготского, так и в главном учебнике по психологии XX века – «Основах общей психологии» С.Л.Рубинштейна – был заложен принцип  развития, который предполагал, что изучать психику следует в процессе её становления, т.е. от начала возникновения   у тех организмов, которые уже ею обладают, до дефинитивной её формы. Ожидалось, что  такой подход позволит на основании выявленных этапов развития психики в филогенезе установить очередность возникновения отдельных психических образований (по терминологии С.Л.Рубинштейна), или компонентов психики (в современных терминах). В наших работах, учитывая еще один важнейший принцип современной теории систем – структурно-уровневой организации (этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых – своё строение и механизмы), мы включили этот принцип в более широкий – принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации сложных саморазвивающихся систем: Уровни организации и генезис системы воплощены в ее структуре. При этом каждый уровень организации соответствует специфичному этапу ее развития – как в фило-, так и в онтогенезе. Каждый этап структурно оформлен и имеет свою организацию: состав, механизмы, законы (Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, №10. стр.43-54).
Но сама категория генезиса (развития) до сих пор трактуется несколько размыто и многопланово – в виде дескриптивного изложения гипотетически сконструированных этапов эволюции  рассматриваемой системы (в нашем случае – психики), дополненных (если позволяет уровень развития науки о системе) открытыми и сформулированными закономерностями. В настоящее время назрела необходимость более точного обозначения категорий анализа уже внутри проблемы генезиса системы. На основании многолетнего опыта преподавания курса общей психологии мы предлагаем (в первом приближении) четыре таких категории, каждая из которых призвана ответить на один из кардинальных вопросов.
Содержание понятия «генезис» включает проблему происхождения и развития анализируемой системы. Отсюда и возникает первый вопрос – ЗАЧЕМ возникла система? Какие причины, какая цель (если можно так выразиться относительно не осознающей себя материи) вызвала к жизни эту структуру, систему, явление, орган и т.д.  Впервые так формулировал проблему еще И.М.Сеченов. В современных терминах это называется системообразующий фактор (СОФ). Итак, СОФ – цель или причина  существования системы или подсистемы, основная ее функция. В приложении к психике – какое  свойство животных необходимо «заставило» их обзавестись психическими способностями? Мы предполагаем, что  это гетеротрофный способ питания.
Следующий вопрос – ИЗ ЧЕГО она возникла, какое свойство или орган были основой (в материальной природе – материальной основой) для возникновения психики. Речь идет об объектном свойстве, идея которого впервые была предложена Б.Г.Ананьевым (рука как объективная необходимая материальная предпосылка развития интеллекта), развита В.Н.Панфёровым (в концепции объектных и субъектных свойств человека, причем объектное свойство – соматический параметр, а субъектное – генетически связанный с ним психологический) и приложена нами не только к анализу объектных и субъектных свойств дефинитивной психики человека, но и для исследования фундаментальных проблем её (психики) генезиса, т.е. не только у человека, но и ab ovo её возникновения в природе, как и для любой развивающейся системы. Такое объектное свойство – системоформирующий фактор (СФФ) – материальное или идеальное объектное  свойство,  определяющее специфические свойства подсистемы для исполнения определенной функции (СОФ).  В приложении к психике – из какого свойства гетеротрофов  возникли психические способности? Предлагаемый ответ – способность к спонтанной активности (самосокращающиеся белки, обнаруженные уже у прокариот, а иногда и у протобионтов).
Третий фундаментальный вопрос генезиса – каковы МЕХАНИЗМЫ развития данной системы? Какие внешние причины  и  внутренние свойства позволяют системе развиваться? Понятие развития предполагает как количественные (квантитативные), так и качественные (квалитативные) изменения, усложнение  и переструктурирование системы,  смена функций какой-либо структуры, возможная смена системообразующего фактора и т.д. Значительная часть эволюционирующих свойств живого (и психики) вполне объяснима теорией эволюции Ч.Дарвина. Не объясненные этой теорией параметры (например, бинарность в организации сложных саморазвивающихся систем, в живых системах – разделение по полу) покрывает теория В.А.Геодакяна. Предлагает свои механизмы и синергетика.
Четвёртый вопрос – ПРИНЦИПЫ развития, т.е. закономерности изменений, позволяющие экстраполировать возможные варианты дальнейшего течения событий. В настоящее время принципы и механизмы развития исследует теория саморазвивающихся систем. Примером таких принципов развития, описанных в труде С.Л.Рубинштейна, являются известные принципы эволюции нервной системы – централизации, энцефализации, кортикализации, иерархизации, дифференциации, латерализации и, дополненный нами, киральности.
Второй аспект проблемы генезиса – точное осознание объекта анализа при одном предмете (предмет – генезис), ведь ныне применяемое понятие психогенеза включает несколько довольно различных явлений. Если изучается психика в её биологических функциях (или первичная, элементарная, низшая психика, как это названо у Рубинштейна), как идеальная регулирующая система для обеспечения биологических функций организма, то именно здесь используется понятие психогенеза в узком смысле. Если речь идет о психике человека, о высших психических функциях, то тут уместнее наименование «ноогенез» (порождение разума), поскольку термин «антропогенез» давно зарезервирован для биологического процесса происхождения человека. Социогенез изучает проблемы возникновения общества, а культурогенез – культуры. Онтогенез  описывает процесс развития психики индивидуума, а персоногенез – психологии человека.
Таким образом, в проблемах генезиса предлагается кроме  описания принципов и механизмов развития объекта исследования включить и проблемы системообразующего и системоформирующего факторов.

Беломестнова Н.В.

Редакция

Hosted by uCoz