Библиография
На главную
Общая психология
Клиническая психология
Судебная экспертиза
Индивидуальность как
системная категория
Библиография
 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

1. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Международная научно-практическая конференция 5-6 июля 1996г. - СПб., 1996. - стр.141-142.

2. Васильева Н.В. Маркеры психоорганического синдрома и агрессивности в тесте Люшера // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. Материалы юбилейной конференции. / Под ред. проф. Т.Б.Дмитриевой. - М.: РИО ГНЦСиСП им.В.М.Сербского, 1996. - стр.285-286.

3. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. - СПб., 1997. - 170с.

В монографии представлены все виды судебно-психологических экспертиз. Дается ряд практических рекомендаций по содержанию и системе аргументации в психологических заключениях, обращается внимание на те юридически-значимые моменты, которые входят в квалифицирующие признаки для применения статей УК РФ.
В монографии впервые дается система структурно-уровневой квалификации интеллектуальных функций с применением системы оценок клинико-психологических проб и психометрических данных. Также впервые обсуждается вопрос о разной направленности острой аффективной реакции и способах ее юридической квалификации.
Особо рассматривается актуальная в наше время проблема функционирования тоталитарных религиозных сект, предлагается обсудить некоторые юридически и психологически значимые вопросы: степень ответственности адептов сект в случае совершения общественно опасного деяния; ответственность за вовлечение в секту.
Монография иллюстрирована примерами психологических заключений и комментариями к ним.
Данная монография может быть рекомендована всем специалистам, занимающимся проблемами судебной экспертизы.

4. Васильева Н.В. Особенности самосознания лиц с высокоагрессивным поведением //Педагогические чтения: философия, педагогика, образование. Межвузовская конференция 29-29 апреля 1997г., г.Пушкин / Под общей ред. проф. Г.В.Стельмашука. - СПб., 1997. - стр.179-180.
Ставится под сомнение тезис о личностной тревожности как основной детерминанте криминального поведения. Используется материал теста фрустрационной толерантности Розенцвейга. Предлагается подходить к понятию тревожности более дифференцированно, с уточнением характера последующей реакции. Высказывается мнение, что у криминальной личности не повышена общая личностная недифференцированная тревожность, а снижена самооценка.

5. Васильева Н.В. Ценностные ориентации и вероятность высокоагрессивного поведения //Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы. Материалы III Петербургской международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 3-5 июня 1997г.). Часть 2. - СПб., 1997. - стр.54-56.

В тексте даётся суммарный анализ показателей как психологических методик, так и социологических данных группы 335 лиц, совершивших серьёзные криминальные деяния и проходивших судебно-психиатрическую экспертизу в стражном (особо охраняемом) отделении (из них 127 убийц). Показано, что душевное заболевание, низкий интеллект и многие генетические и психологические предпосылки, считавшиеся типичными для криминального индивидуума, не столь характерны, как считалось ранее, а в гомицидной (человекоубийственной) выборке выражены даже слабее, чем в норме.

6. Vasiljeva Nina V. Criminal person and character accentuations //XXVth Biennial ISSBD Meetings Abstracts. - Berne, 1997. - 193p. 57:23

В работе анализировалось распределение типов характера (в клинико-психологической классификации А.Е.Личко) в криминальной выборке

7. Васильева Н.В. Страх смерти как возможный регулятор человеческих взаимоотношений //Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции 24-26 сентября 1997 года /Отв. ред. В.Т.Лисовский. - СПб., Минск, Ростов-на-Дону, 1997. - стр.311-313.

В тексте выдвигается мысль, что страх смерти – не негативное явление в человеческой индивидуальности, требующее психотерапевтической коррекции, а обязательный для адекватно социализированной личности компонент.

8. Васильева Н.В. Практическая подготовка и основы научно-исследовательской работы студентов в области судебно-психологической экспертизы // Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции и X республиканского научно-методического семинара (15-17 октября 1997г., Минск). - Минск: Белорусский государственный университет, 1997. - стр.209-211.

9. Васильева Н.В. Интеллект и личность в генезе гомицида // Ананьевские чтения - 97 (90 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева). Тезисы научно-практической конференции 28-30 октября 1997г./ Под общей ред. Крылова А.А. - СПб., 1997. - стр.115-117 . Опровергается широко распространённое мнение о том, что криминальное поведение тесно связано с низким интеллектом. Классик благородно ошибся.

Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека. Диссертация ..... канд. психол. наук. - СПб., 1998. 296с.

Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека. Автореферат дисс. ....канд. психол. наук. - СПб., 1998. 25с.

Полный автореферат работы с числовыми данными по социологическим, психопатологическим и психологическим параметрам.

10. Васильева Н.В. Реакция на фрустрацию у высокоагрессивных личностей //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М.Бехтерева, 1998 г. N 1. - СПб., 1998. - стр.36-39.

Ставится под сомнение такой традиционный количественный показатель  агрессивности, как процент экстрапунитивных реакций Е в тесте фрустрационной толерантности Розенцвейга. Даётся другой, более сложный, признак повышенной агрессивности в тесте Розенцвейга и возможный механизм такой связи.

11. Васильева Н.В. Шизофрения и криминальное поведение //Материалы Международной конференции психиатров 16-18 февраля 1998г., Москва. - М.: РЦ "Фармединфо", 1998. - стр.127-128.

Показано, что заболевание шизофренией не связано с агрессивным и, тем более, криминальным поведением. Криминогенность таких больных ниже, чем в популяции.

12. Васильева Н.В. Психоорганический синдром и криминальное поведение //Актуальные проблемы пограничной психиатрии. Материалы Всероссийской научной конференции 3 апреля 1998 года. - СПб., 1998. - стр.198-199.

Наличие психоорганического синдрома повышает вероятность  криминального поведения

13. Васильева Н.В., Плебанек О.В. Когнитивный стиль как принцип типологического анализа культуры //Ананьевские чтения - 98 (30-летие кафедры социальной психологии). Тезисы научно-практической конференции 27-29 октября 1998г. /Под ред. А.А.Крылова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - стр.29-31.

Выдвигается идея, что для культурологии существенное значение имеет и изучение естественных механизмов генезиса систем. В порождении культуры в целом и глобальных её типов (типологии) принимали участие и биологические механизмы. Сопоставляется право- и девополушарный тип мышления с Восточным и Западным  типами культуры.

14. Васильева Н.В. О роли ценностного самосознания в профилактике гомицида //Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Тезисы докладов Межвузовской научно-методической конференции 16-17 февраля 1999г. /Под ред. Санкина Л.А. - СПб., 1999. - стр.307.

15. Васильева Н.В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18-20 мая 1999. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999. - стр.23-25.

Заявляется общесистемный подход к построению модели психики, дополненный естественно-системным обоснованием

16. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико-нозологическими характеристиками индивида //Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии /Под общей ред. О.В.Лиманкина, В.И.Крылова. - СПб.: Изд-во "СЗПД", 1999. - стр.145-152.

Производится анализ криминального поведения в сопоставлении с разными видами психических нарушений. Показано, что шизофрения является наименее криминогенным заболеванием; что алкоголизм не продуцирует криминальное поведение, а ослабляет контроль иных источников агрессивности; психопатия эксплозивного круга тесно связана с криминальным поведением.

17. Васильева Н.В. Психопатологический и клинико-психологический катамнез в судебной экспертизе //Сибирский психологический журнал, 1999, №11. –– стр.101-104

Производится анализ 17 случаев снятия многолетнего диагноза «шизофрения» на судебно-психиатрической экспертизе. Приводится сверхкраткое описание облигатных (обязательных) признаков шизофрении, динамика заболевания, обязательные психопатологические и патопсихологические симптомы, формирующиеся в течение нескольких лет заболевания

18. Васильева Н.В. Структурно-функциональная организация психики и головного мозга (в соавт.) //Психология: Учебное пособие. Ч.2, раздел IV /Отв. ред. В.А.Аверин. - СПб.: Изд-во СПбГПМА, 1999. - стр.45-56.

19. Васильева Н.В. Некоторые клинико-психологические корреляты теории мышления //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева, N3, 1999г. - СПб., 1999. - стр.44-46.

Рассматриваются проявления нарушений мышления при шизофрении разных форм. Установлен тот факт, что впервые нарушения мышления начинают проявляться в пробе «Пиктограммы» и существенно позже в вербальных пробах. Этот факт интерпретируется с помощью теории мышления Л.М.Веккера в рамках его структурно-информационной теории  психических процессов

20. Васильева Н.В. Рациональный и иррациональный способы познания мира на рубеже эпох //Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы Международной научной конференции 29июня- 1июля 1999г. - СПб.: Изд-во "Нестор", 1999. - стр.233-235.

Установлена эпохальная цикличность глобальной гносеологической парадигмы (рациональный и иррациональный способы познания). Предполагается, что современное состояние психологии, психотерапии и взрыв религиозного самосознания в обыденной жизни являются следствием такой закономерности

21. Васильева Н.В. Пять видов чувств - миф или реальность? //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 99" /Под ред. А.А.Крылова. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999. стр.23-24.

Доказывается, что видов чувствительности у человека не пять (по Аристотелю), что меняет их классификацию. Даются критерии для категоризации видов чувств и для их классификации. Предлагается основываться на естественно-системных критериях.

22. Васильева Н.В. Структура индивидуальности человека: клинико-психологический подход //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М.Бехтерева, N1, 2000. стр.36-39.

23. Васильева Н.В. Методологические проблемы психометрии интеллекта //Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. Материалы всероссийской конференции 17-19 апреля 2000г. - СПб.: Изд-во "Художественная воля", 2000. - стр.36-37.

Несколько методологических замечаний о рамках эффективности психометрических интеллектуальных батарей

24. Васильева Н.В. Парадоксы психического отражения //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2000" /Под ред. А.А.Крылова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - стр.118-119.

При рассмотрении трёх декларируемых в советской науке видов отражения в живой природе (раздражимость, возбудимость, чувствительность) даются специфические свойства психического отражения.

25. Васильева Н.В. О месте гуманитарного знания на пороге третьего тысячелетия //Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы научно-методической межвузовской конференции 16-17 февраля 2000г. - СПб., 2000. - стр.81.

26. Васильева Н.В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - стр.18-32.

Описывается модель строения психики, основанная на данных неврологии, нейропсихологии, общей и экспериментальной психологии, на принципах системного подхода. Модель включает три структурных блока психики («анатомия психики») – когнитивные образы и процессы (информационный блок), эмоциональные состояния (энергетический блок), психомоторные процессы (эффекторный блок). Четвёртый блок психических механизмов является интегрирующим, он обеспечивает единство функционирования трёх структурных блоков («физиология психики»).

27. Васильева Н.В. Головной мозг: симметрия, асимметрия и гносеологические принципы //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2001" /Под ред. А.А.Крылова, В.А.Якунина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - стр.243-244.

Описываются гипотезы, объясняющие фундаментальные и неслучайные причины возникновения функциональной асимметрии головного мозга. Предлагается ещё одна гипотеза

28. Васильева Н.В. Формирование онтологических понятий ("живой" и "неживой") у детей 3-5 лет (в соавт. с Костроминой А.В., Масловой Н.Е.) //Психология в школе: практический психолог - профессия нового века. Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., ГП "ИМАТОН", 2001. - стр.94-97.

Получен и описан экспериментальный материал, показывающий этапы дифференцировки понятий «живой и неживой» у детей.

29. Васильева Н.В. Онтогенез репрезентативного образа у детей 3-5 лет (в соавт. с Костроминой А.В., Масловой Н.Е.) //Психология в школе: практический психолог - профессия нового века. Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., ГП "ИМАТОН", 2001. - стр.117-180.

30. Васильева Н.В. О границах понятия "психические нарушения" в контексте применения статьи 22 УК РФ //Проблемы социальной психологии XXI столетия. Т.1 /Под ред. Козлова В.В. - Ярославль, 2001. - стр.113-114.

Обосновывается мнение, что диагноз «психопатия» не может включаться в перечень психопатологических расстройств и поэтому при его наличии статья 22 УК РФ «Об ограниченной вменяемости» не может применяться.

31. Васильева Н.В., Чуб О.П. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста //Профессиональное образование: проблемы и перспективы. Материалы V Петербургской Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2000г., 11-12 января 2001г.). - Санкт-Петербург, 2002. - стр.212-215

Изучалась эмоциональная сфера детей от 3 до 5 лет (3;2 до 5;0). Выявлялись возможности развития эмоциональной сферы путём усовершенствованной методики музыкальных занятий. Обсуждаются некоторые вопросы  теории эмоций.

32. Васильева Н.В. Когнитивный стиль и половой диморфизм // Профессиональное образование: проблемы и перспективы. Материалы V Петербургской Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2000г., 11-12 января 2001г.). - Санкт-Петербург, 2002. - стр.174-176.

Проверялась предварительная гипотеза о связи так наз. «гуманитарного» интеллекта и «технического» (в данном случае – профиля образования) с правополушарным когнитивным стилем, поскольку в обоих случаях преобладает оперирование образами (по определению и по описаниям). Гипотеза не подтвердилась, технический интеллект оказался связан с обеими стратегиями обработки информации – как правополушарной, так и левополушарной.

33. Беломестнова Н.В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23-25 апреля 2002г.) /Под общей ред. проф. В.М.Аллахвердова, доц. О.В.Защиринской. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. - стр.3-4.

Специфика (атрибуты) психического обсуждалась С.Л.Рубинштейном, Л.М.Веккером. В данном тексте предлагается перечень специфических признаков и свойств (атрибутов) психики как целостной системы, основанный на материале психопатологии, патопсихологии, социальной психологии массовидных явлений, технологий манипуляции сознанием и психотерапевтической практики.

34. Беломестнова Н.В. Искусство тоталитарной эпохи как отражение мифологического "Мы"-сознания //Я и МЫ. История, психология, перспективы. Материалы Международной научной конференции 30- 31мая 2002, Санкт-Петербург. - СПб.: изд-во "Нестор". - стр.234-236

Рассматриваются общие свойства мифологического сознания и сознания тоталитарных эпох, отражённые в изобразительных искусствах. Представлены аналогичные явления в детском изобразительном творчестве.

35. Беломестнова Н.В. Методологические проблемы концепции зоны ближайшего развития //Психология в школе: зона ближайшего развития. Часть 1 (Материалы VII Всероссийской конференции 17-18 октября 2002г. ). - СПб., 2002. - стр.16-18.

Констатируется тот факт, что концепция зоны ближайшего развития Л.С.Выготского (ЗБР) не имеет как прикладного содержания, так и разработанной методологии. Предлагается четыре варианта содержательной трактовки понятия ЗБР и те компоненты, которые позволят считать идею ЗБР сформированной теорией

36. Беломестнова Н.В. К вопросу о теории эмоций К.Изарда //Ананьевские чтения: психология и политика (Тезисы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2002") /Под общ. ред. А.И.Юрьева, Л.А.Цветковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - стр.315-316. (в соавт. с Волжанкиным Е., Костроминой А.)

37. Беломестнова Н.В. Глобализм как системное явление //Гуманизм, глобализм и будущее России. Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 15 ноября 2002г. - СПб, 2002. - стр.61-65

В статье высказывается сомнение в современном отношении к глобализации как негативному явлению. Выдвигается ряд аргументов, что такая глобализация есть явление закономерное в развитии любых сложных систем. Отрицательные последствия глобализации наблюдаются для отдельных подсистем и элементов, но именно эти частные явления и надо корректировать «сверху», посредством «вертикальной» регуляции, что также отражает один из универсальных законов эволюции систем.

38. Беломестнова Н.В. Уроки "Норд-Оста" (международный терроризм как системное явление) //журнал "М ОСТ", январь 2003, №54. стр.24-26.

Статья написана по моим комментариям текущего (в тот момент) терракта на семинарских занятиях у клинических психологов на курсе общей психологии. Для студентов это был пример того, как для психологического анализа ситуации требуется некоторая эрудиция не только в психологии, но и в сопряжённых областях – истории, этнологии, социологии.

Анализируются детерминанты терроризма (психологические, социально-экономические, социально-психологические, системные). В комплексе психологических причин главной указывается аксиологическая составляющая в ментальности этноса или личности.

39. Беломестнова Н.В. Научная мысль в контексте культурной парадигмы //Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века. Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 6 июня 2003г. - СПб., 2003. стр.108-112

Эссе по некоторым вопросам из истории психологии.

40. Беломестнова Н.В. Стандартизованные методики в диагностике агрессивности: "Уровень невротизации и психопатизации" //Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом. Материалы международной научно-практической конференции, Калининград, 23-24 апреля 2003г. - Калининград, 2003. стр.235-239

Приводятся результаты эмпирического исследования криминальной выборки, разбитой на три группы по тяжести преступления, с помощью методики «Уровень невротизации и психопатизации». Даётся показатель, с высокой вероятностью указывающий на возможность деструктивного поведения (но без уточнения причин).

41. Беломестнова Н.В. Индивидуальность человека как интегративная категория //Интегративный подход в психологии. Сб. научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. стр.70-90

В статье методологически рассматриваются  понятия «человек, индивид, индивидуум, личность, индивидуальность». Указывается на нечёткость дефиниций «личность» и «индивидуальность», на совпадение их содержания в реальном эмпирическом исследовании и, тем более, в практической психологии. На клинико-психологическом материале обосновывается важность их дифференцировки и дифференцировки близких понятий «темперамент, характер, личность». Предлагается модель строения индивидуальности, разрешающая эти противоречия.

42. Беломестнова Н.В. Некоторые вопросы теории функциональной асимметрии головного мозга //Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов, Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003г., том I (А-Б). - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2003. стр.403-407. И в электронном виде на сайте III съезда

Рассматривается соотношение понятий: 1) принципы взаимодействия (механизмы) больших полушарий головного мозга; 2) характер распределения латерализованных функций у данного индивидуума, генетически детерминированная индивидуально-типологическая структурная организация латерализованных функций головного мозга, обычно называемая “правшество” или “левшество”; 3) доминирующий модус мышления человека (когнитивный стиль).
В резюме статьи даются дефиниции правшества-левшества и право- левополушарного когнитивного стиля.

43. Беломестнова Н.В. Основы общей психологии (Программа семинарских занятий для подготовки студентов по специальности "Клиническая психология"). - СПб., 2003. 111с.

44. Беломестнова Н.В. Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления //Ананьевские чтения - 2003 (Материалы научно-практической конференции 28-30 октября 2003г., Санкт-Петербург) /Под общ. ред.Л.А.Цветковой, Л.А.Головей. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. стр.83-84

Вводятся понятия синистрального и декстрального модусов мышления, которые описываются в категориях операндов, операций, функций, спатиально-темпорального статуса.

45. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике: Методическое пособие. - СПб.: Изд-во "Речь", 2003. 128с.

46. Беломестнова Н.В. Реальности нашего бытия (третья реальность в мифах современности) //Труды научного семинара "Философия - образование - общество", том 1. Изд-е 2-е, доп. и перераб. /Под ред. В.А.Лекторского. - М.: НТА "АПФН", 2004. стр.95-106

В статье рассматриваются понятия объективного и субъективного, даются их дефиниции. Рассматриваются три реальности – материальная, психическая и искусственная. Искусственная реальность не порождена компьютерными технологиями, а сама породила человека в процессе формирования мифологического мышления. Миф является необходимым компонентом бытия человека (даже современного). Но миф является и средством манипуляции сознанием, особенно когда создаётся профессионалами. Эффективность такого канала воздействия определяется ещё и современными техническим средствами СМИ. Отсюда требуется контроль информации в СМИ.

47. Беломестнова Н.В. Естественно-научные категории этнологии //Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. Материалы международной научной конференции, 29 апреля 2004г., Санкт-Петербург. - СПб., 2004 стр.20-22.

Обосновывается тезис, что в этнологии и культурологи необходимо использовать не только духовные (гуманитарные) категории, но и биологические. Приводятся примеры таких биологических свойств. Даётся (в первом приближении) иерархия уровней организации свойств человека, которые необходимо учитывать в этнологии и культурологии.

48. Беломестнова Н.В. Постмодернизм в психологической парадигме эпохи //Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сборник статей /Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (Труды, т.161). - СПб., 2004. стр.243-252

В статье обсуждаются признаки постмодернизма в психологической науке, при этом сам постмодернизм рассматривается как необходимый и предсказуемый этап развития научной мысли в любой сфере знания (эта идея проводится в нескольких публикациях на разном материале). Циклическая смена ведущей гносеологической парадигмы во всех науках, и в психологии в частности, необходимо привела к философии и прагматике постнеклассического мышления. Антропоцентрическая фаза обусловила появление гуманистических направлений в психологии, множества систем психотерапевтических техник и обвала сверхконкретных прикладных исследований в парадигме психосемантики сознания.
Также рассматривается такая проблема науковедения, как классификация наук и место психологии в системе наук. По принятым критериям классификации наук (объект, предмет, методология и методы) психология оказывается «синтетической» наукой, что соответствует постмодернистской парадигме. Этой же закономерности оказывается подвержена и общая психология.

49. Беломестнова Н.В. Естественно-научная верификация операций мышления //Ананьевские чтения 2004. Материалы научно-практической конференции /Под ред. Л.А.Цветковой, Г.М.Яковлева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. стр.239-241

В тексте реализуется многократно доказываемый в других публикациях тезис о том, что результаты умозрительного дискурса в гуманитарных науках возможно и даже следует верифицировать естественно-научными данными. Рассматриваются две операции мышления, известные в логике – обобщение и абстрагирование. Доказывается, что абстрагирование является более простой, первичной в онтогенезе операцией по отношению к обобщению.

50. Беломестнова Н.В., Ярмоленко Г.П. К вопросу о дифференцирующей силе методики Басса-Дарки //Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы. Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 мая 2005 года /Под ред. Сальникова В.П. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005 стр.80-82

Показана невозможность применения методики оценки типов агрессивного поведения Басса – Дарки в экспертной ситуации, особенно судебно-психологической

51. Беломестнова Н.В. Эволюция человека: детерминанты и перспективы //Материалы IV Российского философского Конгресса 17-24 мая 2005

О путях и методах  прогноза продолжающейся биологической эволюции человека.

52. Беломестнова Н.В. Третья реальность в Разуме и Вере //Сборник тезисов научного семинара «Философия — образование — общество» 17-25 июня 2005г., г. Гагра – М., 2005. стр.7-9

53. Беломестнова Н.В. Третья реальность в Разуме и Вере //Труды научного семинара «Философия — образование — общество» 17-25 июня 2005г., г. Гагра, том 2.  /Под ред. В.А.Лекторского. — М.: НТА «АПФН», 2005.    стр.67-75

Доказывается положение, что научное и религиозное образование должны быть разделены, поскольку разум и вера имеют принципиально различные психологические механизмы. Введение конфессиональных социальных институтов в систему профессионального образования препятствует формированию научного мышления и, как следствие, грамотного и ответственного специалиста в практической сфере.

54. Беломестнова Н.В. О фундаментальной функции психики // Ананьевские чтения – 2005: Материалы научно-практической конференции 25-27-октября 2005г. /Под ред.Л.А.Цветковой, Л.М.Шипицыной. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. – стр.8-9

Выдвигается положение о том, что фундаментальная функция психики – не отражение (репрезентативная функция), а регуляция. Психика вводится в перечень регуляторных систем организма. Даётся дефиниция психики в родо-видовой конструкции – по принадлежности к родовому классу явлений и с обозначением видовой специфичности

55. Беломестнова Н.В., Косарева А.С. О механизмах генезиса психосоматических заболеваний // Ананьевские чтения – 2005: Материалы научно-практической конференции 25-27-октября 2005г. /Под ред.Л.А.Цветковой, Л.М.Шипицыной. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. – стр.246-247

Показано, что механизм неотреагированной агрессивности в генезисе психосоматического заболевания  (ПСЗ) может объяснить  только часть ПСЗ, не менее 40% больных ПСЗ не имеют свойство агрессивности в структуре индивидуальности. Кроме того, предлагается чаще использовать не только вторичные показатели общей выборки (корреляционный анализ, факторный анализ и т.д.), но и первичные показатели, которые зачастую дают более существенные данные для дифференцированного подхода в научном анализе и практических мерах.

56. Беломестнова Н.В. Логическое и рациональное мышление как категории психологии //Рациональность и свобода. Тезисы VI Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2005 / Отв.ред. Б.И.Липский. – СПб., 2005. стр.44-46

В тезисах на материале общей психологии, нейропсихологии, палеопсихологии предлагается развести понятия рационального и логического мышления. Предполагается, что логическое мышление появилось на более ранних этапах эволюции, а рациональное мышление – в эпоху довольно зрелой цивилизации.

57. Беломестнова Н.В. Естественно-системные основы ментальности //Современные проблемы Российской ментальности //Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 ноября 2005г. /Отв. ред.В.Е.Семенов. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2005. – стр.17-20

Основной тезис статьи – возможность и необходимость использования биологических и психологических понятий в гуманитарных науках. Предлагается одним из компонентов ментальности изучать модус мышления в естественно-системных детерминантах

58. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, №10. - стр.43-54

В статье ставится проблема множественности моделей строения психики (в настоящее время) и задачи выбора наиболее адекватной её естественному (природному) строению. Разводятся понятия психики и психологии человека. Рассматриваются причины сложности изучения психики и психологии человека. Рассматриваются модели структуры психики Л.М.Веккера, Б.Ф.Ломова, В.А.Ганзена, В.Н.Панфёрова, В.В.Никандрова, А.С.Горбатенко, В.Д.Балина. Даются принципы системного подхода, описанные Б.Ф.Ломовым, М.С.Роговиным, В.А.Ганзеном.
Авторское предложение в статье включает четыре принципа системного подхода и восемь категорий (компонентов) системного подхода в психологии, по которым можно определять степень его (системного подхода) полноты в разных психологических концепциях. Предлагается авторская модель строения психики, основанная на материалах общей и экспериментальной психологии, нейропсихологии, сравнительной психологии, нейрофизиологии, эмбриологии, психологии развития, неврологии, электрофизиологии, психиатрии, нейроиммуноэндокринологии. Эта модель включает три структурных блока (когнитивные образы и процессы; психомоторные процессы; эмоциональные состояния) и четвёртый интегрирующий блок (интегрирующие механизмы психики). Каждый блок имеет иерархическую структуру, соответствующую принципу генетико-иерархической структурно-уровневой организации.

59. Беломестнова Н.В. О критериях эффективности в психотерапии //Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины: материалы конференции с международным участием15-17 февраля 2006 г., Санкт-Петербург. – СПб., 2006. Стр.10-11.

60. Беломестнова Н.В. Диахронический принцип типологии культур (естественно-системные детерминанты дифференциации культур), часть 1 //Философские науки, 2006, №1, стр. 81-92 Две части в одном файле

Ставится проблема множественности классификаций (типологий) культур в культурологии и всех науках, связанных с этничностью. Для описания, анализа и изучения культур предлагается использовать не только собственно культурные явления, порождённые знаково-смысловой средой, но и биологические, т.е. требуются и естественно-научные категории в культурологи. Для обоснования такого тезиса приводятся аргументы из теорий культурологи, из антропогенеза, из теорий механизмов эволюции, из общей психологии (теория личности и культурно-историческая концепция генезиса высших психических функций), из теории саморазвивающихся систем.
В качестве одной из таких  естественно-системных категорий предлагается теория функциональной асимметрии головного мозга (ФАГМ). Приводится перечень теорий генезиса ФАГМ. Уточняются и разводятся понятия право-левополушарность (когнитивный стиль) и правшество-левшество, приводятся их дефиниции. Даются полные характеристики синистрального и декстрального когнитивных стилей (модусов мышления). Вышеописанные категории применяются для описания Западной и Восточной глобальных культур в когнитивном, конативном и аксиологическом аспектах.
Ставится вопрос о возможности создания наиболее общей классификации (типологии) культур, которая могла бы включить в себя все известные научно-обоснованные типологии. Но для этого надо было бы использовать и все типообразующие критерии. Ответ найден в трудах К.А.Абульхановой-Славской, которая предлагала принцип открытой прогрессивной классификационной сетки для решения аналогичной задачи типологии личности. Дополненные и переосмысленные, эти идеи вошли в предлагаемый диахронический принцип  классификации не только культур, но и любых сложных многоуровневых систем.

61. Беломестнова Н.В. Диахронический принцип типологии культур (естественно-системные детерминанты дифференциации культур), часть 2 //Философские науки, 2006, №2, стр. 84-94

62. Беломестнова Н.В. Системный подход в судебной экспертизе технологий манипуляции сознанием //Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006г.) /Под общ. Ред. И.А.Баевой, Ш.Ионеску, Л.А.Регуш, С.А.Чернышевой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – стр.211-213

По материалам судебно-психологических экспертиз мошеннических общественно-опасных деяний, связанных с массовым воздействием, даётся общий анализ (перечень) точек воздействия на психологию человека с целью вызвать трансовое состояние сознания. Это описание полезно для судебных психологов-экспертов в экспертной практике

63. Беломестнова Н.В. Структура ценностей формального и социального образования //Труды научного семинара «Философия – Образование – Общество» 15-24 июня 2006г., г.Гагра, том III /Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2006. – стр.24-28

Существуют два основных канала трансляции социальных ценностей в сознание формирующейся личности – формальные социальные институты (их ценности  осознаваемы и централизованно контролируемы) и неформальные (их ценности неосознаваемы и неконтролируемы). Эти системы ценностей могут совпадать или не совпадать. Но эффективность интериоризации ценностей второго канала много эффективнее, чем первого, что обусловлено закономерностями онтогенеза, персоногенеза, общепсихологическими законами функционирования психики и системогенеза (примеры приводятся). Кроме того, в российском менталитете имеет место синтез аксиологических систем Запада и Востока, а также глобальные сдвиги в текущую эпоху, что тоже создаёт определённые проблемы. Сопоставление ценностей формального образования и неформальных каналов показывает их выраженное противопоставление. Требуется определённая степень официального контроля ценностей, транслируемых по неформальным каналам.

64. Беломестнова Н.В. Постановка психофизической проблемы //Ананьевские чтения – 2006. Материалы научно-практической конференции /Под ред. Л.А.Цветковой, А.А.Крылова. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2006. – стр. 57-59

Исходя из ранее предложенной дефиниции психики как регуляторной системы и эволюционно обоснованного перечня регуляторных систем организма,  выдвигается тезис о том, именно код (его тип) является специфицирующим регуляторную систему свойством. Этот код в разной степени приближается к отражению действительности. И учитывая смену кода, сознание следует вывести за  пределы психики как другую регуляторную систему.

65. Беломестнова Н.В. Аттентивно-мнестические процессы как интегративные механизмы //Психология когнитивных процессов (материалы всероссийской научно-практической конференции) /Ред. Мажар Н.Е., Селиванов В.В. и др. – Смоленск: Универсум, 2007. – С. 14-18.

По Аристотелю память и внимание до сих пор относят к когнитивным процессам. Приводится ряд предварительных аргументов (У.Джемс, Рубин, Л.М.Веккер), выводящих внимание и память за пределы когниций. Естественно-системные факты, указанные в тексте, также доказывают, что память и внимание относятся не к когнитивным образам и процессам, а к механизмам, обеспечивающим целостное функционирование психики, т.е. интегрирующим.

66. Беломестнова Н.В. Методологическое мышление как основа профессиональной ответственности в психологической практике //Актуальные проблемы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – стр.161-164 

Ставится проблема качества прикладных знаний и умений профессионального психолога. Предъявляются компоненты высшего профессионального психологического образования, обеспечивающие достоверность и эффективность практической работы: системное мышление, профессиональная эрудиция, логическое мышление. Высказывается мнение, что из двух методических парадигм образовательного процесса – распределённого поэтапного усвоения материала фундаментальных курсов и модульного принципа предъявления курса лекций – только первый способ  способен формировать методологическое мышление в силу естественных психологических механизмов интериоризации форм и способов мышления. А второй способ подходит только для курсов прикладного характера, когда учебно-педагогический контроль уже подтвердил сформированность методологического мышления у учащегося.

67. Беломестнова Н.В. Высшее образование современности – инверсия смысла //Труды научного семинара «Философия – Образование – Общество» 17-24 июня 2007г., г. Гагра, том IV /Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2007. – стр.19-27 

На протяжении эволюции человеческого общества менялись детерминанты, определяющие статусные позиции индивидуума. Уже в Средние века университетское образование стало одним из механизмов рекрутинга элитарных страт. В XX веке уровень образования стал почти однозначно определять социальный статус субъекта в обществе. В настоящее время укрепляется идея перманентного образования, что можно было предполагать исходя из закономерностей системных процессов. Но декларация права на образование без дополнения критерия «в соответствии со способностями»  и свобода предпринимательства привели к бесконтрольному расширению сети  учебных заведений, объявивших себя вузами. Высшее образование стали получать все желающие, что имеет и будет иметь драматические последствия для общества. Приводится опыт Франции, получившей молодёжные бунты вследствие перегретой система социальной защиты молодых специалистов, которая привела к возникновению проблем их же трудоустройства и к социальным общегосударственным проблемам. Иммигрантская политика Франции также спровоцировала проблемы на национальной почве, в какой-то мере связанные и с образованием.

Обсуждаются  некоторые реалии высшего образования за рубежом. Высказывается мнение о возможных способах организации отечественного высшего образования.

68. Беломестнова Н.В. Роль образования в формировании гражданского общества. Выступление на заседании Круглого стола журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» //Педагогика, 2007, №3. – стр.68-70

69. Беломестнова Н.В. Методология исследования сознания в парадигме междисциплинарного системного подхода //Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции:  29 июня – 1 июля 2007г., Самара. – Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. –   стр.29-31     

Из разных дефиниций сознания следуют разные методологические подходы к его анализу и методические программы его исследования. Если сознание порождено психикой, то и общие принципы её (психики) строения должны отражаться в строении сознания. И тогда в сознании следует выделять три блока – когнитивный, конативный и аксиологический аспекты. И ранее сформировавшиеся методологические подходы к исследованию сознания оказываются включены в предлагаемую схему.

70. Беломестнова Н.В. Уровни знаковой регуляции (от простейших до человека) //Психология человека: интегративный подход. Сб. статей /Под ред. д. пс.н., проф. В.Н.Панферова. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. – стр. 15-35

Проблема: Рассматриваются разные формулировки принципа нервизма в исторической динамике (в психологической трактовке). Встаёт вопрос – на каком этапе филогенеза появилась психика? Исходя из известной схемы уровней отражения в живой природе (раздражимость, возбудимость, чувствительность) и принципа нервизма можно предполагать и ответ – на этапе кишечнополостных. Но критерий наличия чувствительности А.Н.Леонтьева (способность отражать абиотическое свойство среды) разрушает эту схему.
Для решения вопроса рассмотрим дефиниции психики. Дефиниция «Психика как подсистема для отражения среды» уже не удовлетворяет современному анализу. Рассматриваются известные организмические системы регуляции – иммунная, эндокринная, нервная и психическая. На основе современных физиологических, эндокринологических, иммунологических исследований дополняется филогенетически первичная система регуляции – диффузная нейроиммунноэндокринная регуляторная система (ДНИЭС). Психика вводится в родовое поле регуляторных систем организма и даётся её дефиниция: Психика – одна из регуляторных систем (подсистем) организма, осуществляющая свои функции с помощью отражения свойств внешней и внутренней среды и трансформирующего взаимодействия с внешней средой.
Рассматриваются все эти регуляторные системы и вводится понятие  знаковой регуляции. Выстраивается древовидная иерархическая структура эволюции регуляторных систем, где по мере возникновения качественно новой регуляторной системы принципиально меняется код (знак): протеин (или иное органическое вещество), нервный импульс, психический образ сенсорный (отдельное свойство среды, знак-индекс), психический образ перцептивный (иконический образ, знак-икона), психический образ репрезентативный (представление и способность оперировать им), знаково-символический код (знак-символ, слово).
Рассматриваются известные формы мышления и их операнды с привлечением теории мышления Л.М.Веккера. Рассматривается понятие знака в семиотике. Обосновывается и получает свой реальный нейрофизиологический механизм давняя теория Л.С.Выготского о пересечении путей развития мышления и речи у ребёнка 2 лет, когда мышление становится речевым, а речь интеллектуальной. Приводится таблица обобщённого описания регуляторных систем в их уровневой принадлежности, типе знака (кода) и материальном носителе.
Таким образом, принцип нервизма восстановлен в правах; психика получила дефиницию в родо-видовой конструкции; сознание определено как самостоятельная регуляторная система со своим кодом, почему и выведено за пределы психики, хотя и порождено ею; намечены методология исследования психики и сознания, а также пути дальнейшего изучения соотношения регуляторных систем, решения психофизической проблемы.

71. Беломестнова Н.В. Структура курса научной дисциплины как отражение строения её объекта //Психологические практики в Российском образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, Армавир, 4 – 5 октября 2007 года. Часть II. – Армавир, 2007. – стр.150-151

На основе анализа учебников по психологии за последние сто лет выдвигается мысль, что строение психики должно отражаться в структуре курса общей психологии. Предлагается такая структура курса.

72. Беломестнова Н.В. Знак, сигнал и символ в психологии, философии и семиотике //Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции /Под ред. Л.А.Цветковой. – СПб.: Изд-во Петерб. университета, 2007. – с.3-4

Показано, что слишком узкое понимание знака как математического и логического символа или даже как слова-понятия, принятое в отдельных психологических школах, не соответствует семиотическим представлениям. Знак является обобщающим понятием, синонимичным понятию сигнала, или кода, и имеет различные его (знака) виды в зависимости от 1) этапа филогенеза организма – носителя знака (животного); 2) от регуляторной системы, его использующей; 3) от формы мышления.

73. Беломестнова Н.В. Естественно-системный подход в построении психологических моделей //Материалы IV Всероссийского съезда Российского Психологического Общества, в 3-х томах – Москва – Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007. – т.1, с.93

74. Беломестнова Н.В. Психологические механизмы феномена понимания //Рациональность и коммуникация: Тезисы VII международной научной конференции 14-16 ноября 2007 г., Санкт-Петербург /Под ред. Б.И.Липского – СПб.: Изд-во Петерб ун-та, 2007. стр.39-41

Ставится проблема отсутствия содержательной дефиниции феномена понимания как в философии (в гносеологии), так и в психологии (в теории мышления). Отсутствие такой дефиниции не позволяет экспериментально исследовать механизмы понимания. Выдвигается предположение о механизме понимания на основе гипотезы Л.С.Выготского о формировании речевого мышления, на основе теории мышления Л.М.Веккера и на основе теории функциональной асимметрии головного мозга. Предлагается программа экспериментального исследования феномена понимания.

75. Беломестнова Н.В. Методические аспекты  категории развития в преподавании психологии //Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского Университета и 10-летию психолого-педагогического факультета,  5 - 7 декабря 2007 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И Герцена, 2008. – стр.352-354

Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации сложной системы предполагает изучение генезиса этой системы. Предлагаются четыре фундаментальных проблемы (вопроса), которые следует решать в генетическом аспекте: системообразующий фактор, системоформирующий фактор, механизмы развития и принципы развития. Даются ответы на эти вопросы на материале филогенеза психики.

76. Беломестнова Н.В. Эволюционное  древо регуляторных систем организма //Современные проблемы биологической психиатрии и наркологии: Тезисы докладов Второй Всероссийской конференции с международным участием 4-6 марта 2008, Томск /Под ред В.Я.Семке, Т.П.Ветлугиной. – Томск: Изд-во «Иван Фёдоров», 2008. – стр.34-36.  

В тезисах даётся идея иерархической древовидной (а не линейно-иерархической) организации регуляторных систем организма.

77. Беломестнова Н.В. Изобразительная деятельность в генезисе рациональности //III Международная конференция по когнитивной науке, 20-25 июня 2008г., Москва, Россия. Тезисы докладов, Т.1. – М.: Художественно-издательский центр, 2008. – стр.200-201

Ставится проблема генезиса искусства и логического мышления в палеолите – какое явление первично, а какое возникло не его основе. Даются  этапы развития палеолитической изобразительной деятельности. С привлечением идеи Л.С.Выготского о формировании речевого мышления в онтогенезе, на основе теории мышления Л.М.Веккера выдвигается идея, что речь и логическое мышление возникли на основе изобразительной деятельности, которая, в свою очередь, возникла на основе памяти как темпорального психического процесса.

78. Беломестнова Н.В. Рациональное и логическое мышление в философии и психологии //Современная психология мышления: смысл в познании. Тезисы докладов научной конференции посвящённой 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова, 17-18 октября 2008, Москва. – М.: Смысл, 2008.  стр.4-7

В психологии в классификации видов мышления нет дифференцировки понятий рационального и логического мышления. Предлагается соотношение этих понятий: логическое мышление и воображение в своем взаимодействии порождают рациональное мышление. Такая гипотеза подтверждается как естественно-научными данными биологии и психологии, так и философским дискурсом.

79. Беломестнова Н.В. Этапы формирования понятия психического в архаическом сознании //Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале 20-25 октября 2008 г., посвящённого 100-летию академиков Б.А.Рыбакова, А.П.Окладникова, Б.Б.Пиотровского. Том III. – М.: Институт археологии РАН, 2008. – с.152-154  

Реконструируются  этапы формирования понятия психического в палеолите. Первым этапом предполагается отождествление души (психики) и сомы с материализацией психики. На втором этапе происходит одушевление всего сущего. На третьем осознаётся оппозиция материального и идеального. Приводятся аргументы из лингвистики, этнологии, ранней философии, археологии, генетической психологии Ж.Пиаже, детской психологии, космогонического фольклора, магических практик и религиозных систем

80. Беломестнова Н.В. К проблеме операций мышления в философии, логике и психологии //Психология когнитивных процессов: Материалы 2-ой Всероссийской конференции 2-3 октября 2008, Смоленск /Ред. А.Г. Егоров, В.В. Селиванов. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 81-85.

Как для методологического, так и для экспериментального исследования мышления необходимо описать такую категорию анализа, как его (мышления) операции. С практической точки зрения такой перечень необходим для построения естественно-системной батареи психометрии интеллекта и патопсихологической работы. Констатируется отсутствие закрытого перечня операций мышления как в логике, так и в психологии.
Описываются следующие четырнадцать операций мышления: анализ, синтез, категоризация (индукция), конкретизация (дедукция),  установление сходства, установление отличия, иерархизация, оценка степени существенности, абстрагирование, установление аналогий, трансдукция, абдукция, топологическая трансформация, установление причинно-следственных отношений.

Предлагается развести понятия операций мышления и логических операций; предполагается не линейная классификация интеллектуальных операций, а иерархическая (наличие элементарных, первичных операций и вторичных, сложных).

81. Беломестнова Н.В., Чередникова Т.В. Теория Веккера в научной методологии постмодернизма: проблемы мышления и философии познания //Материалы научного симпозиума, посвящённого 90-летию со дня рождения Л.М.Веккера 21-22 октября 2008г., Санкт-Петербург //Отв. ред. М.А.Холодная, М.В.Осорина. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. – стр.6-16 (статья)  

Ставится проблема путей развития не самого знания, а методов его получения. Рассматриваются этапы  развития научной методологии: допарадигмальный («синкретический»); классическое научное мышление (позитивизм); неклассическое научное мышление (модернизм); постнеклассическое мышление (постмодернизм). Выдвигается идея, что теория уровней изоморфизма и теория мышления Л.М.Веккера подтверждают эти этапы естественнонаучными данными. Т.е. эти этапы гносеологической парадигмы соответствуют естественному пути развития мысли. Также рассматриваются некоторые философские парадоксы, которые объясняются в теориях Веккера на материале когнитивной психологии.

82. Беломестнова Н.В., АдмакинаТ.А. К вопросу об аудиальном перцептивном образе //Материалы научного симпозиума, посвящённого 90-летию со дня рождения Л.М.Веккера 21-22 октября 2008г., Санкт-Петербург //Отв. ред. М.А.Холодная, М.В.Осорина. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. – стр.163-165

Образ восприятия (перцепт) изучается на примере визуального образа. Существует ли слуховой (аудиальный) перцепт? Применяются известные в общей психологии свойства перцепта с целью выявить те явления, которые могли бы соответствовать дефиниции образа восприятия в слуховой модальности. Предлагаются возможные  виды аудиального перцепта: слово, лейтмотив, аккорд, ритмическая структура музыкального образа.

83. Беломестнова Н.В. Системообразующий фактор генезиса психики //Материалы Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008», 21-23 октября 2008г., Санкт-Петербург /Под ред. Л.А.Цветковой, Н.С.Хрусталёвой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. – стр.174-175

Выдвигается проблема причин возникновения психики. Предлагается гипотеза, что гетеротрофное питание организма является системообразующим фактором генерации психики, а способность к спонтанной активности– её системоформирующим фактором.

84. Беломестнова Н.В. Модусы мышления в естественно-системных детерминантах //Мир психологии. Научно-методический журнал.   2 (58). – Москва-Воронеж, 2009.  С. 37-49.

Статья раскрывает идеи, заявленные в 2003 году («Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления»). В данном теоретико-методологическом исследовании для решения философских, общепсихологических и практически-психологических проблем теории мышления предлагается использовать естественные системы, являющиеся субстратом психической деятельности – функциональную асимметрию больших полушарий головного мозга (ФАГМ).
Перечисляются и анализируются более ранние гипотезы, объясняющие причины возникновения ФАГМ и предлагается собственная. Феноменология ФАГМ, ранее описанная в экспериментально-эмпирических исследованиях, анализируется в системных категориях.
Ставится проблема недостаточности традиционных дефиниций мышления и приближение к её разрешению в теории мышления Л.М.Веккера.
Рассматриваются и дифференцируются понятия «правшества-левшества» и глобального когнитивного стиля – декстрального и синистрального (идея впервые была дана в 2003 г. в тексте «Некоторые вопросы теории функциональной асимметрии головного мозга»). Даются дефиниции этих понятий.
Предлагаются категории для анализа мышления в его различных формах и построения теории мышления (операции, операнды, функции, темпоральный и спатиальный статус). Описываются характеристики мышления, обеспечиваемые разными полушариями. На представленном материале доказывается справедливость теории мышления Л.М.Веккера.
Ставятся новые проблемы, вытекающие из данного исследования – строения и характеристик мифологического мышления; строения и характеристик операции иерархизации.

85. Беломестнова Н.В. К вопросу об организации сенсорно-перцептивной сферы //Современная психология: методология, парадигмы, теории. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2009» 20-22 октября 2009г., Санкт-Петербург. Вып. 2 /Под ред.Л.А.Цветковой, В.М.Аллахвердова. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2009. – стр.55-57 

В нейропсихологических аргументах разрешается проблема иерархических отношений сенсорики и перцепции: эволюционно первична сенсорика, перцепция надстраивается над нею. Ставится проблема не однослойной, а многослойной организации сенсорики

86. Беломестнова Н.В. Функциональная асимметрия как психофизиологическое основание когнитивных свойств //Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы научной конференции, посвящённой памяти Я.А. Пономарёва и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010. – стр.199-208

Ставится проблема множественности описанных когнитивных стилей и предлагается сопоставлять их с индивидуально-типологическим особенностями человека. В результате экспериментально-эмпирического исследования вводится понятие нового когнитивного стиля – D-S стиль (декстрально-синистральный когнитивный стиль), связанный с функциями правого и левого полушарий головного мозга. Обнаружена связь D-S стиля с типом характера в клинико-психологической классификации

87. Беломестнова Н.В. К вопросу о нейрональных механизмах нарушений психической деятельности при шизофрении //Современные подходы к оказанию психиатрической помощи: Материалы научно-практической конференции, посв. 140-летию ГПБ №3 им. И.И. Скворцова-Степанова, 8 октября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб., 2010. – стр.130-133

Предлагается механизм нарушения селективности мышления, описанный Ю.Ф. Поляковым, распространить на все формы психической деятельности. Показывается, что открытая В.П. Весёлкиным функция дофаминов (не возбуждение или торможение, а подчёркивание контраста) убедительно объясняет тотальное нарушение селективности при шизофрении, при этом подтверждается дофаминовая теория этиопатогенеза шизофрении

88. Беломестнова Н.В. К вопросу об эффективности диагностики интеллектуального развития ребёнка по рисуночным тестам //Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства, 15-16 октября 2010 г., Санкт-Петербург  /Под общей ред. проф В.А.Аверина, проф. А.Н.Корнева. – СПб., Изд-во СПбГПМА, 2010. – стр.64-66

Ставится проблема слабой эффективности диагностик интеллекта по рисуночным тестам и недопустимости таковой при индивидуальной диагностике с серьёзными социальными последствиями. Сравнивается эффективность показателей WISC, «Нарисуй человека» в оценке по Гудинаф– Харрису и по чешской системе, «Дом, дерево, человек» по А.Н. Корневу.

89. Беломестнова Н.В. Формирование волевых качеств личности с точки зрения общей психологии // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – стр.20-22  

Обсуждается проблема возможностей диагностики волевых качеств личности. Даётся перечень возможных проявлений силы воли в обыденной жизни, перечень можно использовать для клинической диагностики, консультативной практики, но он требует научной проверки

90. Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А. Об эмоциогенности музыкального воздействия //Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 1 /Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – стр.525-526

Обсуждается распространённое мнение, что музыка – самый эмоциогенный вид искусства. Выдвигается ряд нейрофизиологических, археологических, онтогенетических аргументов в пользу такого мнения

91. Беломестнова Н.В. Этапы сигнификации в ноогенезе //Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации: Тезисы докладов и сообщений. – СПб.: ЭЙДОС, 2010. – стр.36

Выдвигается положение о том, что первичным в ноогенезе был не знак-икона (натуральное или близкое к натуральному изображение), а знак-символ.

92. Беломестнова Н.В. Иерархическое строение темпераментальных и характерологических свойств в структуре индивидуальности //Психология индивидуальности: Материалы III Всероссийской научной конференции, г. Москва, 1-3 декабря 2010 г. [Текст]: в 2 ч. /Отв. ред. А.Б. Орлов. М.: Изд. дом Гос. ун-та -  Высшей школы экономики, 2010. С. 80-81

Краткое обоснование того, что свойства темперамента (по В.Д. Небылицыну) являются нижним этажом для свойств характера и проявляются в типе характера. Но у характера должны быть и свои, специфические типообразующие свойства.

93. Беломестнова Н.В. Характер как психологический концепт //Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции 15-17 января 2011 г. /Под ред. В.Н. Панфёрова, Е.Ю. Коржовой и др. – М.: НИИРРР, 2011. – стр. 95-102

Ставится проблема, что после разработки В.Д. Небылицыным естественно-научной теории темперамента и создания теста ОФДСИ В.М. Русаловым требуется построение теории характера. Принимается естественная типология характера. Предлагаются системоформирующие свойства характера (D-S стиль, модальностная структура эмоций). Ставятся стратегические и тактические задачи научного исследования

 

Hosted by uCoz