На Главную
ЭТАПЫ СИГНИФИКАЦИИ В НООГЕНЕЗЕ
 

Беломестнова Н.В. Этапы сигнификации в ноогенезе //Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации: Тезисы докладов и сообщений. – СПб.: ЭЙДОС, 2010. – стр.38 
   
Н.В.Беломестнова

Культура возникла как результат знаково-символической деятельности человека, специфичной только для него. И первоначальное понятие знака как только человеческого кода общения, концептуализированное в ранней семиотике эпохи Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса расширилось до сигнала, или кода, работающего во всех системах знаковой регуляции (Н.В. Беломестнова, 2007).
Три основных вида знака – индекс, икона, символ – именно в таком порядке появляются в филогенезе: ощущение как знак-индекс на ранних этапах появления способности отражать абиотическое свойство среды (А.Н. Леонтьев, 1959); восприятие (перцепция) и представление (репрезентация) как знак-икона на этапе позвоночных, головоногих и насекомых (К.Э. Фабри, 1976); слово-понятие как знак-символ у человека. И в соответствии с принципом эволюции отражения по уровням изоморфизма (Л.М. Веккер, 1956-2001) именно такой последовательности можно было ожидать – от парциальных форм отражения к максимальной полноте конгруентного метрического образа и далее к понятию в его синтезе сигнификативных, денотативных,  и коннотативных компонентов. Можно предположить, что и в ноогенезе эта последовательность сохранится – от частичного изображения наиболее существенных для первобытного человека частей отображаемого (например, стеатопигические «венеры», знаки пола на плакетках) через полноценное изображение эпохи расцвета пещерной живописи к схематично-символичному творчеству эпохи окончательного становления речи во всех полноте её сигнификативного функционирования.
Ранее мы уже высказывали идею, что изобразительное искусство есть первичная форма сигнификации наряду с речевым звуком. Не логическое мышление породило искусство («потребность осмысления»), а  искусство породило логическое мышление (Н.В. Беломестнова, 2008). Но какое явление породило само искусство изображения?
Известно, что наиболее ранняя форма оставления преднамеренных следов деятельности – «макароны» и «руки», чуть позже появляются насечки на так называемых «жезлах», сгруппированные по 5 или (реже) по 7. В эту же эпоху появились и украшения из раковин, явно несущие знаково-символический смысл обозначения иерархического положения члена грегуарной организации. Значит, синхронический аспект появления знаково-символической деятельности – обозначение своей сопричастности данному месту (гриффады и «макароны») и закрепление и обозначение иерархии в социальной организации. Диахронический аспект  генезиса символической функции – потребности памяти, заставляющие обозначить и организующие соотнесение одних явлений другим (дни лунного месяца и насечки, пальцы или добыча и насечки).
Таким образом, знак-символ является началом ноогенеза, а не иконическая изобразительная деятельность пещерной живописи.

Беломестнова Н.В.

Редакция



Hosted by uCoz