На Главную
К ВОПРОСУ ОБ АУДИАЛЬНОМ ПЕРЦЕПТИВНОМ ОБРАЗЕ
 

Опубликовано в: Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А. К вопросу об аудиальном перцептивном образе //Материалы научного симпозиума, посвящённого 90-летию со дня рождения Л.М.Веккера 21-22 октября 2008г., Санкт-Петербург //Отв. ред. М.А.Холодная, М.В.Осорина. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. – стр.163-165

В общей психологии все свойства перцепта и закономерности перцептивной деятельности рассматриваются на примерах зрительного анализатора, или в визуальной модальности. А о слуховом, аудиальном перцепте нет никаких рассуждений. Только в теории Л.М.Веккера выстраивается темпоральная ось перцепта и имеются общие наметки относительно проблемы образа восприятия в слуховой модальности, а в качестве такого перцепта предлагается слово. Так существует ли аудиальный перцепт? Какие примеры такого перцепта мы можем привести, а затем экспериментально исследовать?
Можно ли взять за такой образ восприятия отдельный звук? Но звук вполне соответствует определению сенсорного образа, отражающего отдельное свойство среды. Значит, надо искать такие феномены звуковой среды, которые подходили бы под дефиницию перцепта. Следовало бы учесть и известные свойства перцептивного образа (в концепции Веккера именуемые «вторичными», специфицирующими образ данного уровня): предметность, целостность, константность, обобщенность (категориальность), селективность, апперцептивность, культуроспецифичность (историчность).  Ранее мы применяли такой методологический прием при решении вопроса о количестве видов чувств человека (Н.В.Васильева, 1999), обосновывая идею, что если сенсорных модальностей у человека одиннадцать или более, то перцептивных модальностей у человека только три –  визуальная, аудиальная и кинестетическая.
Можно предположить, что кроме слова под такие перцептивные свойства попадают лейтмотив, аккорд, ритмическая структура музыкального образа.
В самом деле, лейтмотив выделен из фона, т.е. звуковой среды, как единая целостная структура (предметность), где выпадение одного или нескольких элементов не нарушит единого звучания (целостность). Он не меняется и узнается даже при изменении октавы или тональности (константность), испытывает влияние эмоций, желания услышать знакомый мотив в малоструктурированном шуме (селективность и апперцептивность), культуроспецифичен (в разных культурах приняты разные мелодические гармоники, которые подвержены историческому развитию).
Аккорд явно целостен (выпадение из трезвучия среднего звука все же позволит опознать квинту, терцию или октаву, хотя полнота звучания пострадает). Константность его также очевидна, как и в лейтмотиве (не нарушается его характер при исполнении на разных октавах). Предметность аккорда несколько спорна, а селективность, апперцептивность и историчность совсем сомнительны, поскольку консонантность его звучания определяется физикой звука (Пифагор) и физиологией слуха (Г.Гельмгольц).
Ритм предметен – при привычности устойчивых ритмических структур (музыкальные ритмы и размеры, стихотворные размеры и ритмы – явная апперцептивность и историчность) даже случайное их возникновение в шуме выделяет их из фона. Он обладает определенной целостностью – как известно в поэтике, выпадение икта (ударно-безударного сочетания) в стихотворной строке не только не нарушает размерность стиха, но и дает эстетические эффекты. Но константность ритма спорна.
В слове  перцептивные свойства соблюдаются в более явной форме, чем в музыкальных единицах.
Возможно, не все перцептивные свойства, описанные на визуальном образе восприятия, могут соблюдаться в аудиальном перцепте (или не на всех его видах) из-за его одномерности (зрительный перцепт двух-трехмерен). Тогда придется выделять облигатные перцептивные свойства и факультативные, уточняя заодно и сам список этих свойств (сейчас он очень сильно варьирует в разных учебниках по общей психологии).
Не исключено, что в полноте соблюдения всех перцептивных свойств аудиального перцепта есть и эволюционно-генетические закономерности. Например, ритм является старейшим музыкальным явлением в филогенезе (ноогенезе), как полагают очень многие исследователи (А.А.Формозов, 1986; С.Н.Бибиков, 1975; И.И.Ашмарин, 2005). Ритмико-ударные инструменты, как известно в археологии, появились ранее тональных, резонаторных. В онтогенезе чувство ритма также созревает раньше остальных музыкально-звуковых феноменов (Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В., 2003). Чувство гармонии появляется позже чувства ритма как в ноогенезе (В.Б.Иорданский, 1982), так и в онтогенезе (Л.А.Ильина,2003).
Таким образом, в аудиальной модальности (слуховом анализаторе) понятие перцепта не теряет смысла, хотя и требует своей не менее тщательной методологической разработки и экспериментального исследования, чем это было сделано гештальтистами для визуального образа восприятия.

Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А.

Редакция



Hosted by uCoz